Правительство придумало новые социальные нормы потребления тепла: чем больше площадь квартиры, тем больше тариф. При этом не учитывают, сколько человек проживает в квартире, так что многодетным семьям придется туго, сообщает time.kz.
Рисунок Игоря Кийко
Что там опять придумали?
В этом году в закон о естественных монополиях внесли поправки: ввели социальные нормы потребления для населения по принципу “чем больше экономишь, тем меньше платишь”. Соответствующие изменения претерпели и правила формирования тарифов. И если на воде можно экономить и потреблять ее рационально, то с отоплением в многоэтажках все намного сложнее. Тарифы привязали к квадратным метрам, а не к количеству потребленного тепла. И как тут экономить? Отрезать часть квартиры на период отопительного сезона не получится.
Сколько-сколько?
Изменения начали действовать с начала сентября, однако казахстанцы увидят новые суммы оплаты в квитанциях за октябрь.
В каждом регионе Казахстана утверждают свой тариф на отопление. Однако социальные лимиты для населения общие. Тарифы за теплоснабжение теперь дифференцируют по площади жилья. Причем вне зависимости от того, сколько в квартире проживает человек.
Так, жильцы, у которых площадь квартиры до 100 “квадратов”, продолжат платить по-прежнему, для них ничего не изменится. Для тех, у кого от 100 до 200 “квадратов”, будет применяться тариф на 10 процентов выше. У кого жилплощадь свыше 200 “квадратов”, будут платить по среднеотпускному тарифу, то есть еще дороже.
- А тот, у кого площадь квартиры 110 “квадратов”, будет платить по тем же расценкам, как и тот, у кого 190 “квадратов”? Ведь разница в целую квартиру - 80 “квадратов”! - поинтересовались мы у пресс-службы комитета по регулированию естественных монополий (КРЕМ) Министерства нацэкономики.
- Если площадь квартиры составляет 110 квадратных метров, то потребитель оплачивает 100 “квадратов” по тарифу первой подгруппы, а за оставшиеся 10 “квадратов” - по тарифу второй подгруппы.
На примере Алматы
Так, потребители первой группы в Алматы будут платить по 7653,60 тенге за гигакалорию, потребители второй подгруппы - 8418,96 тенге за гигакалорию. А те, чьи квартиры превышают 200 “квадратов”, будут платить по тарифу 10 484,38 тенге. Все цены указаны без НДС.
Как разобраться с этими цифрами потребителям и как вести расчеты? Мы попросили теплосети и КРЕМ объяснить нам на конкретном примере. Однако… сделать расчеты они не смогли! Похоже, сами еще не знают, как именно считать. Так что приготовьтесь: квитанций с ошибочными начислениями не избежать! Они были всегда, а теперь расчеты усложнятся в разы.
Социальные нормы коснутся и тех, у кого стоят приборы учета тепла, и тех, у кого их нет. Просто расчеты будут разными.
Для чего?
В Министерстве национальной экономики сообщили, что их ведомство не просто так взяло с потолка эти нормы - оно провело анализ с учетом международного опыта.
- Подход по применению дифференцированных тарифов позволит безболезненно и рационально сократить разрыв дифференциации между группами потребителей и стимулировать население к ресурсосбережению, - сообщили в министерстве.
Там же добавили, что внедрение социальных норм потребления будет сопровождаться контролем целевого использования дополнительного дохода, полученного поставщиками комуслуг.
Куда направят этот самый дополнительный доход? Обещают, что на ремонт и модернизацию. За счет средств из местного бюджета и за счет тарифа планируют снизить износ инженерных сетей по стране в среднем на 15 процентов.
Цифры в тему
- По данным Бюро национальной статистики, всего в Казахстане 5 891 573 квартиры. Больше всего из них трехкомнатных (1 753 512) и двухкомнатных (1 743 559). Далее по убывающей идут однокомнатные (1 045 668), четырехкомнатные (839 873) и пятикомнатные (294 430). Квартир с шестью и более комнатами в Казахстане 214 531. В статистике не отражена площадь квартир - в “трешках” и “двушках” может быть и менее 100 “квадратов”, и более.
- По закону “О парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов”, депутатам, проживающим вне столицы, на срок их полномочий из государственного жилищного фонда предоставляется благоустроенное и меблированное жилье на условиях безвозмездного пользования. И вряд ли это “однушка”.
Кого и как будем наказывать?
И все же какая-никакая управа на недобросовестных поставщиков услуг есть. В этом году вступили в силу еще и поправки по вопросам теплоэнергетики, в том числе и в Административный кодекс.
Так, если у тепловых компаний в осенне-зимний период запаса топлива будет недостаточно, то их могут оштрафовать на 100, 500 или 1000 МРП в зависимости от того, какой это субъект бизнеса -малый, средний или крупный.
А если недостаток топлива и вовсе приведет к остановке ТЭЦ или котельной, то тут штрафы серьезнее - от 200 (для малого бизнеса), 1000 (для среднего бизнеса) и 2000 МРП (для крупного бизнеса).
Кроме того, в Адмкодексе появилась новая статья “самовольное подключение к тепловым сетям централизованной системы теплоснабжения и (или) местной системы теплоснабжения”. За нее грозит штраф в размере 50 МРП для физлиц, 100 МРП для малого предпринимательства или некоммерческих организаций, 200 МРП для среднего предпринимательства и 500 МРП для крупного предпринимательства.
Комментарий в тему
Марат Абдурахманов, экономист, член Гражданского совета по тарифам:
- Методика по социальным нормам потребления тепла должна учитывать не только отапливаемую площадь, но и доходы граждан и количество проживающих человек. При наличии в стране 2,6 млн квадратных метров благоустроенного жилья только около 1,4 млн “квадратов” отапливаются централизованно. При этом более 1 млн граждан не имеют в собственности жилье. Тариф в зависимости от площади - нездоровая идея правительства. Если бы эти услуги вошли в социальные стандарты прожиточного минимума и минимальной зарплаты, тогда можно было бы говорить о социальных нормах потребления.
При этом депутатам парламента государство оплачивает счета на проживание из бюджета, то есть из денег налогоплательщиков. КРЕМ точно знает, кого коснется такое повышение тарифов. Вот поэтому появилась инициатива повысить нормы по тарифам, не вводя реальный контроль над монополистами.
А каким, по вашему мнению, должен быть контроль над поставщиками комуслуг, если их услуги некачественные?
- Еще три года назад при обсуждении поправок в закон о естественных монополиях я предлагал ввести ответственность монополистов за непредоставление коммунальных услуг в тех же параметрах, как и потребителям за их неоплату. Однако это предложение не приняли. Контроль будет действенным, если у граждан будет право налагать взыскания на монополистов по установленной форме. КРЕМ сопротивляется внедрению этой нормы, поскольку вскроются многочисленные проблемы отрасли ЖКХ.
Например, на днях в Талгарском районе Алматинской области не было света несколько часов. По нормативам поставщик должен возместить ущерб потребителям за нарушение бесперебойного электроснабжения. Сейчас эта процедура связана со сбором доказательств в виде справок и судебными разбирательствами с монополистами. При этом в случае нарушения сроков оплаты на потребителей накладывается пеня, а вот при прекращении подачи коммунальных услуг такого наказания нет. У монополистов нет материальных стимулов для снижения уровня износа и повышения качества предоставления услуг.
Автор Екатерина Тихонова
Источник time.kz