Правительство придумало новые социальные нормы потребления тепла: чем больше площадь квартиры, тем больше тариф. При этом не учитывают, сколько человек проживает в квартире, так что многодетным семьям придется туго, сообщает time.kz.

Социальные нормы совсем не социальные

Рисунок Игоря Кийко

Что там опять придумали?

В этом году в закон о естественных монополиях внесли поправки: ввели социальные нормы потребления для населения по принципу “чем больше экономишь, тем меньше платишь”. Соответствующие изменения претерпели и правила формирования тарифов. И если на воде можно экономить и потреблять ее рационально, то с отоплением в многоэтажках все намного сложнее. Тарифы привязали к квад­ратным метрам, а не к количеству потреб­ленного тепла. И как тут экономить? Отрезать часть квартиры на период отопительного сезона не получится.

Сколько-сколько?

Изменения начали действовать с начала сентября, однако казахстанцы увидят новые суммы оплаты в квитанциях за октябрь.

В каждом регионе Казахстана утверждают свой тариф на отопление. Однако социальные лимиты для населения общие. Тарифы за теп­лоснабжение теперь дифференцируют по площади жилья. Причем вне зависимости от того, сколько в квартире проживает человек.

Так, жильцы, у которых площадь квартиры до 100 “квадратов”, продолжат платить по-прежнему, для них ничего не изменится. Для тех, у кого от 100 до 200 “квадратов”, будет применяться тариф на 10 процентов выше. У кого жилплощадь свыше 200 “квадратов”, будут платить по среднеотпускному тарифу, то есть еще дороже.

- А тот, у кого площадь квартиры 110 “квад­ратов”, будет платить по тем же расценкам, как и тот, у кого 190 “квадратов”? Ведь разница в целую квартиру - 80 “квад­ратов”! - поинтересовались мы у пресс-службы комитета по регулированию естественных монополий (КРЕМ) Министерства нацэкономики.

- Если площадь квартиры составляет 110 квад­ратных метров, то потребитель оплачивает 100 “квадратов” по тарифу первой подгруппы, а за оставшиеся 10 “квадратов” - по тарифу второй подгруппы.

На примере Алматы

Так, потребители первой группы в Алматы будут платить по 7653,60 тенге за гигакалорию, потребители второй подгруппы - 8418,96 тенге за гигакалорию. А те, чьи квартиры превышают 200 “квад­ратов”, будут платить по тарифу 10 484,38 тенге. Все цены указаны без НДС.

Как разобраться с этими цифрами потребителям и как вести расчеты? Мы попросили теплосети и КРЕМ объяснить нам на конкретном примере. Однако… сделать расчеты они не смогли! Похоже, сами еще не знают, как именно считать. Так что приготовьтесь: квитанций с ошибочными начис­лениями не избежать! Они были всегда, а теперь расчеты усложнятся в разы.

Социальные нормы коснутся и тех, у кого стоят приборы учета тепла, и тех, у кого их нет. Просто расчеты будут разными.

Для чего?

В Министерстве нацио­нальной экономики сообщили, что их ведомство не просто так взяло с потолка эти нормы - оно провело анализ с учетом международного опыта.

- Подход по применению дифференцированных тарифов позволит безболезненно и рационально сократить разрыв дифференциации между группами потребителей и стимулировать население к ресурсо­сбережению, - сообщили в министерстве.

Там же добавили, что внедрение социальных норм потреб­ления будет сопровождаться контролем целевого использования дополнительного дохода, полученного поставщиками ­комуслуг.

Куда направят этот самый дополнительный доход? Обе­щают, что на ремонт и модернизацию. За счет средств из местного бюджета и за счет тарифа планируют снизить износ инженерных сетей по стране в среднем на 15 процентов.

Цифры в тему

- По данным Бюро национальной статистики, всего в Казахстане 5 891 573 квартиры. Больше всего из них трехкомнатных (1 753 512) и двухкомнатных (1 743 559). Далее по убывающей идут однокомнатные (1 045 668), четырехкомнатные (839 873) и пятикомнатные (294 430). Квартир с шестью и более комнатами в Казахстане 214 531. В статистике не отражена площадь квартир - в “трешках” и “двушках” может быть и менее 100 “квадратов”, и более.

- По закону “О парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов”, депутатам, проживающим вне столицы, на срок их полномочий из государственного жилищного фонда предоставляется благоустроенное и меблированное жилье на условиях безвозмездного пользования. И вряд ли это “однушка”.

Кого и как будем наказывать?

И все же какая-никакая управа на недобросовестных поставщиков услуг есть. В этом году вступили в силу еще и поправки по вопросам теплоэнергетики, в том числе и в Административный кодекс.

Так, если у тепловых компаний в осенне-зимний период запаса топлива будет недостаточно, то их могут оштрафовать на 100, 500 или 1000 МРП в зависимости от того, какой это субъект бизнеса -малый, средний или крупный.

А если недостаток топлива и вовсе приведет к остановке ТЭЦ или котельной, то тут штрафы серьезнее - от 200 (для малого бизнеса), 1000 (для среднего бизнеса) и 2000 МРП (для крупного бизнеса).

Кроме того, в Адмкодексе появилась новая статья “самовольное подключение к тепловым сетям централизованной системы теплоснабжения и (или) местной системы теплоснабжения”. За нее грозит штраф в размере 50 МРП для физлиц, 100 МРП для малого предпринимательства или некоммерческих организаций, 200 МРП для среднего предпринимательства и 500 МРП для крупного предпринимательства.

Комментарий в тему

Марат Абдурахманов, экономист, член Гражданского совета по тарифам:

- Методика по социальным нормам потребления тепла должна учитывать не только отап­ливаемую площадь, но и доходы граждан и количество проживающих человек. При наличии в стране 2,6 млн квадратных мет­ров благоустроенного жилья только около 1,4 млн “квад­ратов” отапливаются централизованно. При этом более 1 млн граждан не имеют в собственности жилье. Тариф в зависимости от площади - нездоровая идея правительства. Если бы эти услуги вошли в социальные стандарты прожиточного минимума и минимальной зарплаты, тогда можно было бы говорить о социальных нормах потребления.

При этом депутатам парламента государство оплачивает счета на проживание из бюджета, то есть из денег налого­плательщиков. КРЕМ точно знает, кого коснется такое повышение тарифов. Вот поэтому появилась инициатива повысить нормы по тарифам, не вводя реальный контроль над монополистами.

А каким, по вашему мнению, должен быть контроль над поставщиками комус­луг, если их услуги некачественные?

- Еще три года назад при обсуждении поправок в закон о естественных монополиях я предлагал ввести ответственность монополистов за непредоставление коммунальных услуг в тех же параметрах, как и потребителям за их неоплату. Однако это предложение не приняли. Контроль будет действенным, если у граждан будет право налагать взыскания на монополистов по установленной форме. КРЕМ сопротивляется внедрению этой нормы, поскольку вскроются многочисленные проблемы отрасли ЖКХ.

Например, на днях в Талгарском районе Алматинской области не было света несколько часов. По нормативам поставщик должен возместить ущерб потребителям за нарушение бесперебойного электроснабжения. Сейчас эта процедура связана со сбором доказательств в виде справок и судебными разбирательствами с монополистами. При этом в случае нарушения сроков оплаты на потребителей накладывается пеня, а вот при прекращении подачи коммунальных услуг такого наказания нет. У монополистов нет материальных стимулов для снижения уровня износа и повышения качества предоставления услуг.

Автор Екатерина Тихонова

Источник time.kz