Третий путь климатической политики
Фото: YAHYA ARHAB/EPA
Россия продолжает интеграцию в мировую климатическую политику. Министерство экономического развития РФ может получить полномочия национального координатора работы с Рамочной конвенцией ООН по борьбе с изменением климата, Киотским протоколом и Парижским соглашением. В это же время США сворачивают свою климатическую повестку. Мировая климатическая политика сегодня отражает лишь два пути реагирования на изменения климата: глобалистский проект митигации и пассивной адаптации или климатический скептицизм, который не признает факт климатических изменений и игнорирует их последствия.
За последние 20 лет на «энергетический переход» в мире было потрачено более $10,4 трлн. Был создан ряд глобальных спекулятивных рынков: в 2023 г. мировые углеродные рынки достигли $949 млрд, а мировой рынок ESG-облигаций в 2024 г. достиг $1 трлн. Но на проекты адаптации, то есть пассивного приспособления к текущим изменениям, тратилось менее 15% средств, ассоциированных с климатической повесткой.
После повторного решения Трампа о выходе из Парижского соглашения в мире усилилась тенденция к политике климатического скептицизма. В Швейцарии и Аргентине раздаются призывы к выходу из Парижского соглашения, а в России за пересмотр участия страны в климатических договоренностях открыто выступил РСПП.
Однако изменения климата реальны. 2024 г. стал самым жарким за историю наблюдений. По данным Swiss Re Institute, по итогам года убытки от стихийных бедствий составили более $135 млрд, а количество пострадавших исчисляется миллионами. Реальностью становятся прогнозы по климатическим беженцам, количество которых к 2050 г. может превысить 200 млн человек, а к концу века — миллиард.
Последствия климатических изменений уже оказывают влияние на развитие регионов России. Ущерб российской экономике от изменения климата может составить до 12 трлн руб. к 2030 г.
Потери почвенного плодородия, достигающие 20% и выше, уже отмечаются на 81% пахотного фонда страны. В целом, различным процессам деградации — водной и ветровой эрозии, подтоплению и заболачиванию, засолению, подкислению, закустариванию и др. — подвержены более 70% сельскохозяйственных угодий Российской Федерации.
Климат-инженерия — будущее климатической политики
Скорость и масштаб климатических изменений заставляет сегодня обратиться к новому пути климатической политики, который можно охарактеризовать как климат-инженерия — проактивное изменение климатических условий на отдельной территории посредством преобразования и рачительного управления природными ресурсами и ландшафтами.
Для воплощения концепции преобразования природы наиболее значимыми являются взгляды русских космистов и философии всеединства, работы Николая Фёдорова и Владимира Вернадского, Сергия Булгакова и Семёна Франка, и других русских мыслителей.
Опыт управления природными ландшафтами для адаптации к климатическим изменениям есть во многих странах. Но именно в России была создана научная и идеологическая база такого подхода к масштабному управлению природой, имеющего целью изменение климатических условий на обширных территориях.
Первые попытки проактивного воздействия на природу осуществлялись еще в XIX в. После засухи и голода 1891–1892 гг. была организована Особая экспедиция Лесного департамента по испытанию и учету различных способов и приёмов лесного и водного хозяйства в степях южной России, целью которой были мероприятия по борьбе с засухой в степных регионах.
Экспедиция проработала до 1899 г. под руководством профессора Василия Докучаева. В результате была создана система мер по восстановлению плодородия чернозёмов и обеспечению благоприятного водного режима степных районов России, что стало, по сути, первым продуманным проектом климат-инженерии.
Свою систему Докучаев воплотил в жизнь, создав сохранившийся до наших дней агроландшафт так называемой «Каменной степи» в Воронежской области.
После голода в Поволжье в 1928 году в Астраханской полупустыне была создана Богдинская специальная научно-исследовательская станция, которая занялась поиском и выведением оптимальных сортов растений для высадки в засушливых степных регионах. Ученые выявили, что при температуре воздуха в открытой степи 53 градуса по Цельсию, в тени лесополос было на 20% прохладнее, испарение почвы уменьшалось на 20%. Были выявлены возможности деревьев по сохранению влаги. Например, сосна высотой 7,5 м собирала за зимний сезон 106 кг воды.
После голода 1946–1947 гг. в СССР был запущен беспрецедентный по масштабам проект по борьбе с засухой и истощением плодородных почв — «Великий план преобразования природы». Он был рассчитан на 15 лет (1949–1965 гг.), в течение которых планировалось высадить более 4 млн га леса и создать 8 крупных государственных лесных защитных полос по берегам Волги, Дона, Урала и Северского Донца общей протяженностью 5320 км (впоследствии, в 1951 г., протяженность была увеличена до 5674 км).
В 1953 году реализация плана была прервана, но достигнутые за 5 лет результаты оказались более чем впечатляющими. Были созданы сохранившийся до сегодняшнего дня экологический каркас из лесополос и более чем 13 тысяч прудов и водоемов. Были достигнуты локальные изменения климата, которые позволили увеличить урожайность зерновых на 25–30%, овощей — на 50–75%, трав — на 100–200%.
Сейчас, когда мы наблюдаем резкие изменения климатических условий, на федеральном и региональном уровнях необходимо продолжить комплексную системную работу по рачительному управлению природными ландшафтами и их преобразованию. В первую очередь, сфокусироваться на южных территориях, столкнувшихся с проблемой вододефицита и деградацией земель, и реализовать на них комплекс мер, среди которых:
- Агролесомелиорация — восстановление сохранившихся защитных лесополос и создание национальной сети защитных лесополос по границам пашен, пастбищ, склонам оврагов, вдоль берегов рек, каналов, водоемов, дорог и др. с учетом климатических и почвенных условий конкретной местности;
- Управление водообеспечением территорий: создание искусственных водоемов, модернизация системы каналов для перераспределения водных ресурсов между территориями, восстановления пойм рек, внедрения технологий управления водными потоками, развития систем орошения и др.;
- Внедрение новых систем земледелия: развитие и внедрение агробиотехнологий, почвозащитных технологий, практик мелиоративного и экологически чистого земледелия и др.;
- Биоинженерия агроландшафтов: разработка технологий искусственного почвообразования и приживаемости искусственных почвенных (почвоподобных) конструкций/конструктоземов в экстремальных климатических и почвенных условиях территорий с засушливым климатом, столкнувшихся с опустыниванием.
Климат-инженерия в мире
Знания, накопленные русскими учеными, активно используются и сегодня во всем мире. «План преобразования природы» дал импульс для реализации похожих проектов в различных регионах мира, сталкивающихся с проблемой климатических изменений, деградации почв, опустыниванием и сокращением лесных насаждений.
Например, на территории США были восстановлены земли бывшего «Пыльного котла» — региона, доведенного варварским использованием к 1930-м годам до экологической катастрофы, вынудившей несколько миллионов человек покинуть свои дома. Была принята специальная программа, благодаря которой за несколько десятилетий были восстановлены низкотравные прерии, на которых ныне пасутся около 25 млн голов крупного рогатого скота.
В Африке действует программа «Зелёная стена для Сахары», принятая в 2007 г. Африканским Союзом. «Зелёная стена» шириной до 15 км должна протянуться почти на 8 тысяч км и остановить расширение Сахары.
В Эфиопии в 2019 г. стартовала инициатива «Зеленое наследие», в рамках которой за четыре года было высажено 25 млрд деревьев, что позволило восстановить зеленые насаждения на 15% территории страны. К 2030 г. планируется высадить до 50 млрд деревьев, доведя площадь лесного покрова до 30% территории.
Китай также добился больших успехов в проектах преобразования природы, запустив в 1978 г. на севере и северо-востоке проект «Зелёная Великая стена». Он рассчитан на несколько поколений и должен быть завершен к 2050 г.
В конце 2024 г. правительство КНР сообщило, что крупнейшая пустыня страны Такла-Макан полностью окружена лесом протяженностью более 3000 км. С 1980 г. площадь лесов увеличилась с 12% до 24% территории страны.
Проекты преобразования природы во всем мире показали свою эффективность в части улучшения локальных климатических условий.
Все они включают в себя несколько элементов, первое место среди которых занимает управление водными ресурсами и лесоразведение, которое также становится инструментом управления водой и влагой.
Прекрасное будущее человечества в условиях изменения климата
Одним из постулатов, безусловно принятых идеологами сегодняшней мировой климатической политики, является экспоненциальная демографическая теория, которая базируется на идеологии Мальтуса. Взгляд на жизнь человека как источник опасности для всей планеты, предопределил пути развития политики в отношении рождаемости, здравоохранения, использования природных ресурсов и климата. Усилиями глобалистов формируется представление о «научном консенсусе» как в отношении причин климатических изменений и методов ответа на них, так и в отношении существующих законов демографического развития.
Но наличие «научного консенсуса» опровергается многочисленными публикациями ученых. В частности, академик Сергей Капица выдвинул альтернативную демографическую теорию, которая со временем получает все больше фактических подтверждений.
По его расчетам, человечество к концу XXI века «выйдет на плато» в 10–11 млрд человек.
Эта теория, кардинально меняет взгляд на человека и человечество, а также на его взаимодействие с природой, возвращая его к традиционным для человечества ценностям.
Вместо взгляда на человека как на угрозу и источник вреда, мы должны вернуться к тому, что самое главное богатство, заслуживающее преумножения — это чудо новой жизни. Человечеству надо готовиться к долгому будущему, а значит, обустраивать свою территорию.
В таком понимании управление природой, климат-инженерия — это не набор технологических решений или проектов — это новая гуманитарная парадигма, новая концепция политики в отношении природопользования и ответа на климатические изменения.
Это путь развития, который видится наиболее разумным ответом на климатические изменения, несущие ущерб для экономики страны и безопасности граждан.
Для этого нужно использовать весь массив знаний, накопленный нашими предками в области эффективного управления природой и климат-инженерии. Призвать ученых, общественные и политические институты объединить усилия ради будущего.
Теперь важно изменить взгляд на цели научных изысканий, изменить горизонт и методы финансового и бюджетного планирования, ведь великое преобразование природы не вписывается в краткосрочные прогнозы.
И, наконец, необходимо рассказать людям об изменениях климата на их территории и сделать их искренними соучастниками великих преобразований.
Автор Николай Николаев
Источник expert.ru