Встреча стран-участниц организации прошла сумбурно
Организация стран — экспортеров нефти переживает не лучшие времена. Из организации неожиданно вышел один из ведущих игроков на нефтяном рынке Катар. Судя по словам экспертов, это далеко не последняя страна — экспортер нефти, которая недовольна ситуацией в ОПЕК. Подтверждением этого стало последнее заседание организации, в рамках которого странам никак не удавалось найти общий язык. Сделку пытался сорвать Иран, который не хотел сокращать добычу нефти ни на баррель.
Казахстан готов сокращать
В итоге страны ОПЕК+ все же договорились об ограничении добычи, и цены выросли, но рынок не стал демонстрировать эйфорию, поскольку общая картина оказалась смазанной — экспортеры слишком долго дискутировали и в конечном итоге сократили производство на 1,2 млн баррелей в день, тогда как базовый сценарий предполагал снижение на 1,3−1,4 млн.
При этом Казахстан планирует снизить в первой половине 2019 года добычу нефти в рамках соглашения ОПЕК+ до 40 тыс. баррелей в сутки, сообщил министр энергетики Канат Бозумбаев.
Казахстан готов сокращать добычу нефти в рамках сделки ОПЕК+ и не планирует просить для себя исключений по объемам сокращаемой добычи, заявил глава Минэнерго. «Мы будем как обычно поддерживать. Мы готовы сокращать, снижать», — сказал г-н Бозумбаев.
Таким образом, в целом ситуация вокруг ОПЕК становится все более нервной. Выживет ли организация в новых условиях и не стоит ли Казахстану занять место Катара в ней? Об этом «Капитал.kz» поговорил с экспертами.
Отстаивание сырьевой независимости
Директор по развитию компании ARUM Capital Константин Жуковский отметил, что благодаря совместному давлению на оппонентов за первые десять лет существования объединению удалось установить за собой право регулировать цены, а также добиться полной национализации крупнейших производителей в 1980-х.
С тех пор многое изменилось: усилились политические разногласия как внутри картеля, так и с внешними партнерами — в первую очередь с США. Изменился и баланс сил на рынке, где активность Штатов, России и Саудовской Аравии настолько превосходит остальные добывающие страны, что мнение последних практически никак не способно повлиять на цены.
«Вполне возможно, что в ближайшее время картель помимо Катара покинут и другие члены. Ирак и Венесуэла невероятно сильно зависят от продажи ресурсов и не могут позволить себе сокращение добычи, а Иран рассчитывает на особое отношение из-за санкций. Кроме того, всех членов ОПЕК объединяет понимание изменения парадигмы и усиления влияния тандема Москвы и Эр-Рияда, действующего против Вашингтона», — отметил Константин Жуковский.
Таким образом, ОПЕК по большей части изжила себя, и Казахстану нет никакой надобности вступать в организацию и связывать себя обязательствами с другими странами, считает эксперт. По его словам, гораздо выгоднее будет сосредоточиться на развитии партнерских отношений с потребителями сырья и продолжать сохранять дружественные отношения с тройкой лидеров по добыче.
Были времена сложнее
Аналитик ГК «Финам» Сергей Дроздов отметил, что выход Катара из ОПЕК не окажет никакого влияния на ценообразование на мировом рынке нефти. Эта страна не может похвастаться значительными запасами черного золота, составляющими порядка 1,85% от совокупных запасов всего картеля, в отличие от того же Ирака и Ливии, не говоря уже о лидерах, таких как Саудовская Аравия. В связи с чем решение Катара сосредоточиться на добыче газа, запасы которого являются крупнейшими в мире, вполне логично.
Что же касается предположений о возможном прекращении существования ОПЕК, то в теории, возможно, все, в том числе и расформирование такой крупной организации, заметил аналитик. Однако, по его словам, картель за свою историю переживал и более сложные времена, например, такие как нефтяной кризис 1973 года. Тогда страны, входившие в организацию экспортеров нефти, отказались поставлять энергоносители в США, Великобританию, Канаду, Нидерланды и Японию из-за их поддержки Израиля в ходе его конфликта с Египтом и Сирией, тем самым вызвав раздражение за океаном.
Россия в тандеме
Эксперт подчеркнул, что в настоящий момент ОПЕК смогла привлечь на свою сторону такого влиятельного игрока как Россия. «Тандем создает возможности для регулирования мирового рынка нефти, от которых вряд ли откажутся страны, входящие в картель, и их союзники», — считает эксперт.
Каждая страна — участница сделки снизит добычу приблизительно на 3% объема добычи, которая была в октябре 2018 года. Россия может сократить добычу свыше 200 тыс. баррелей в день, что превышает ранее предполагавшиеся 150.тыс. баррелей.
Рынок становится политизированным
Аналитик Wall Street Invest Partners Данияр Джумекенов заметил, что ситуация на мировых рынках потеряла былую сбалансированность. Волатильность приводит к колебаниям в движениях на всех мировых рынках. Рынок нефти становится политизированным. В первую очередь, это выражается в отсутствии слаженности в работе ОПЕК.
По словам экономиста, долгие годы неоспоримое лидерство при принятии решения в ОПЕК принадлежало Саудовской Аравии. Формально, роль первой скрипки по-прежнему ей и отводится. Однако последние события показывают возросшую роль и влияние на рынок нефти США и России, подчеркнул аналитик.
По его словам, Соединенные Штаты не стремятся оказаться в составе ОПЕК, ограничиваясь рекомендациями и призывами к снижению нефтяных цен, но будут продолжать отрабатывать фактор давления на рынок путем масштабного увеличения предложения нефти. Тактические действия США также предполагают использование механизма санкций — как внерыночного фактора воздействия.
«По-прежнему сохраняется сильное политическое влияние на Саудовскую Аравию со стороны Штатов. На текущий момент ОПЕК не исчерпала еще своих возможностей. Обновленный формат видится в расширении состава организации при возросшей роли России. Казахстан, руководствуясь партнерскими и союзническими интересами, будет двигаться в тандеме с Россией», — подчеркнул аналитик.
По его словам, в будущем не исключается появление нового формата взаимоотношений. Например, подписание долгосрочного соглашения между крупнейшими производителями нефти с установлением узкого коридора объемов добычи с целью ограничения движения цен. Амплитуда колебания может находиться в зависимости от сезонных факторов. Эксперт считает, что это связано с необходимостью переналадки мировых экономических взаимоотношений, в связи с ожидаемым снижением объемов мирового потребления нефти.
Все завершилось оптимистично
Заместитель директора аналитического департамента инвестиционной компании «Алипари» Наталья Мильчакова заметила, что последняя встреча ОПЕК, хотя проходила сумбурно, но завершилась вполне оптимистично.
«Позиция Казахстана, как производителя, на долю которого приходится около 1% добычи нефти в мире, в ОПЕК+ тоже имеет значение. На мой взгляд, ни России, ни Казахстану в ОПЕК вступать не нужно, так как накладываемые ею ограничения по добыче могут негативно повлиять на темпы экономического роста в обеих странах», — сказала г-жа Мильчакова.
Казахстану, по ее мнению, не только можно, но и нужно быть более настойчивым в реализации своих интересов на нефтяном рынке. Но на самом деле основной интерес всех производителей нефти пока заключается в том, чтобы цена на нее была не ниже $65 за баррель. «А без сокращения добычи этого достигнуть не удастся», — подчеркнула аналитик.
Альтернативы пока нет
Руководитель аналитического отдела Grand Capital Сергей Козловский заметил, что последнее заседание ОПЕК+ оказалось не первым и далеко не последним, на котором зашкаливал уровень эмоций и нервозности. Причины прозрачны — необходимость очередного снижения объемов добычи во избежание перегрева рынка предложения.
«Большинство стран-членов ОПЕК+ понимают необходимость продолжения кооперации в целях контроля рынка, иначе уровень потерь превысит возможную локальную выгоду. Что касается позиций Казахстана, стране стоит оставаться в соглашении ОПЕК+, так как фактические ограничения, с учетом оговорок в нем позволяют практически не снижать объемы добычи. Более того, в обозримом будущем нет оснований полагать, что появится альтернатива ОПЕК», — заключил аналитик.
Источник kapital.kz