Эксперты доказали, что качество образования в республике снизилось.

Взрослые казахстанцы оказались одними из самых неграмотных в мире

Жители Казахстана в возрасте от 16 до 65 лет продемонстрировали очень низкие уровни математической и читательской грамотности. Они значительно уступают своим сверстникам из стран ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), в которую также входят наиболее развитые экономики мира.

Исследования проводились в рамках Программы международной оценки взрослых (Programme for the International Assessment of adult competencies, PIAAC) на протяжении 10 лет в 40 странах. В Казахстане программой были охвачены 6 050 человек.

Выяснилось, что только один из 50 взрослых казахстанцев обладает высоким уровнем читательской грамотности, то есть успешно интерпретирует и синтезирует информацию из сложных и длинных текстов. При этом каждый второй взрослый способен делать простые выводы и сопоставлять тексты, которые не являются слишком сложными и длинными.

С математической грамотностью дело обстоит хуже. По данным аналитиков, только 1% взрослых жителей Казахстана понимает широкий спектр математической информации, «которая может быть сложной, абстрактной или встречаться в незнакомом контексте». Но при этом выяснилось, что каждый второй взрослый способен выполнять задачи, требующие простого измерения и пространственного представления. Эти навыки позволяют оперировать простыми данными при составлении таблиц и графиков.

Изучили и компьютерную грамотность взрослых жителей республики. Оказалось, что менее 1% казахстанцев достигает самого высокого уровня в решении задач на компьютере с использованием различных программ. К тому же 15% взрослых признали отсутствие опыта, а значит, и базовых навыков работы на компьютере.

Также выяснилось, что казахстанцы с высшим образованием ненамного грамотнее соотечественников, окончивших лишь девять классов.

«В странах-участницах ОЭСР средняя разница в результатах между взрослыми с высшим образованием и взрослыми с уровнем образования ниже среднего составляет 61 балл по читательской грамотности и 70 баллов по математической грамотности. В Казахстане эти разрывы намного меньше – 22 и 19 баллов соответственно, — констатируют аналитики. — Данный незначительный разрыв в результатах по читательской и математической грамотности между взрослыми, у которых есть высшее образование, и у которых уровень ниже среднего образования, обусловлен двумя причинами. Во-первых, взрослые с высшим образованием набирают более чем на 30 баллов ниже среднего по ОЭСР в обеих областях оценивания. Во-вторых, взрослые без высшего образования набрали выше среднего на шесть баллов по читательской грамотности и 16 баллов по математической».

Исследование показало, что молодые люди в возрасте 25–34 лет не демонстрируют более высокого уровня читательской и математической грамотности, чем возрастная группа 55–65 лет. И это несмотря на то, что в Казахстане доля населения, имеющая высшее образование в возрасте 55–65 лет, практически в два раза меньше, чем среди возрастной группы 25–34 лет (27% по сравнению с 50%).

По мнению экспертов PIAAC, результаты прямо указывают на то, что фактическое приобретение высшего образования в Казахстане не способствовало повышению реальных навыков. Причина здесь в снизившемся качестве обучения, предлагаемого в республике. Это подтверждает и тот факт, что люди в возрасте 25–34 лет показали результаты значительно ниже среднего показателя по ОЭСР для той же возрастной группы, в то время как взрослые в возрасте 55–65 лет показали результат немного выше среднего по ОЭСР.

Наилучших показателей в читательской и математической грамотности достигли жители Японии и Финляндии — из 40 государств, где проводились исследования. А казахстанцы, к сожалению, вошли лишь в 10-ку аутсайдеров.

«Низкая читательская и математическая грамотность среди взрослых – это известный факт. Но мы же не можем постоянно дополнительно обучать взрослых людей. Главное – это база, то есть школьное образование. Наладим там, станет все значительно лучше. И в стратегии развития школьного образования внесены нормы, которые будут способствовать росту этого качества. Да, на данный момент в мире кризис, перевод всех на «дистанционку», но страдают во всем мире. Это не только наша проблема. Весь мир не был готов к онлайн-режиму школьного обучения, поэтому везде качество падает», — считает президент Академии педагогических наук Казахстана Аскарбек Кусаинов.

Автор Ренат Таипов

Источник  liter.kz