В конце февраля Минпромторг опубликовал актуализированный список автомобилей, облагаемых так называемым налогом на роскошь. В документ внесены 87 новых моделей. Речь о машинах стоимостью от 3 млн рублей и выше. В зависимости от цены и возраста автомобиля транспортный налог может рассчитываться в двойном и даже в тройном размере. В перечень включены легковые машины большинства брендов, представленных на российском рынке, – Audi, BMW, Cadillac, Chevrolet, Ford, Genesis, Infiniti, Jaguar, KIA, Land Rover, Toyota, Lexus, Maserati, Mercedes Benz, Porsche, Volkswagen, Volvo, Aston Martin, Nissan, Bentley, Ferrari, Rolls-Royce, Lamborghini, Chrysler, Honda, Jeep, Mazda и Subaru.
Очевидно, что перманентное усиление фискальной нагрузки усугубляется высоким чеком на полисы автострахования и дорогим обслуживанием. В совокупности все это делает экономически нецелесообразным личное владение автомобилями, отнесенными к роскоши.
Ситуация вынуждает производителей предлагать клиентам различные услуги, чтобы поддержать спрос. По этой причине полтора года назад в России появился новый вид аренды автомобилей – по подписке. Первоначально услугу продвигали автоконцерны, а теперь предлагают шеринговые агрегаторы, банки и маркетплейсы. Всех опередила компания Volvo Cars, занимающая премиальный сегмент рынка. Примеру шведов последовали другие бренды – KIA, Hyundai, Genesis, Audi, Land Rover, Jeep, УАЗ. В планах автопроизводителей к 2025 году через подписку реализовывать примерно десятую часть новых машин.
Генеральный директор «Автоdom подписка» Максим Шишко не считает ожидания завышенными. По его словам, услуга имеет ряд преимуществ. Для клиентов важно, что в арендную плату автомобиля, предоставляемого по подписке, включены расходы на техническое обслуживание, страховку, налоги. Расходы могут быть на уровне или даже несколько выше ежемесячного платежа по автокредиту, зато отсутствует первоначальный взнос.
Еще клиенты избавлены от затрат на техническое обслуживание машины, приобретение, смену, хранение зимних и летних шин. Доступна и такая опция, как круглосуточная помощь на дороге. Все эти затраты входят в тариф, говорит Максим Шишко. У тех, кто, как говорится, «любит запах нового автомобиля», есть возможность через год-два оформить подписку на новый. А некоторые сервисы предлагают выкупить машину по фиксированной цене.
«Подписка особенно выгодна на непродолжительный период, например, на сезон. Услуга удобна и в том случае, когда человек планирует покупку определенной модели, но хочет протестировать ее продолжительное время», – говорит собеседник «Профиля».
По мнению Шишко, на длительный срок по подписке выгоднее брать премиальные автомобили. Это связано с тем, что они больше теряют в стоимости в первый год эксплуатации. Например, аренда машины по подписке может обойтись в 800 тыс. рублей в год при цене новой – 3,6 млн рублей. Однако за первый год машина теряет до 20% стоимости. Плюс расходы на ее содержание. В результате эксплуатация авто премиум-класса по подписке более выгодна, чем покупка.
Другое дело машины массовых брендов. Их есть смысл приобретать в собственность, уверен эксперт. Эти автомобили не так сильно теряют в цене за первый год эксплуатации – всего 10%. Так, годовая подписка на Hyundai Santa Fe в топовой комплектации обходится примерно в 550 тыс. рублей. Это почти на 100 тыс. рублей больше, чем издержки владельца от снижения цены за первый год, расходов на ТО, страховку и транспортный налог.
Согласно исследованиям, долгосрочный каршеринг популярен у людей в возрасте от 25 до 40 лет. Молодежь до 30 лет выбирает подписку, когда стремится переехать в крупные города и не имеет желания или возможности покупать и содержать личный автомобиль. Этим клиентам интересна краткосрочная или среднесрочная аренда машины. Зато представители среднего возраста – поколение миллениалов – склонны отказаться от собственности в пользу временного владения, считает Максим Шишко. «Они готовы стать клиентами сервисов подписки на долгосрочный период, понимая, что это выгоднее кредита или покупки. Старшее поколение выбирает услуги каршеринга реже – 15% людей в возрасте от 45 до 54 лет и 9% – от 55 до 64 лет», – подчеркнул эксперт.
В свою очередь, доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Юрий Сагинов считает, что автодилерам подписка на машины не столь интересна. Ведь они лишаются большей части заработка, так как никакое дополнительное оборудование не продать, сервис оплачивает производитель, причем по фиксированным расценкам.
В России предложение автомобилей по подписке пока ограничено. При этом услуга доступна уже не только в столице, но и в регионах, правда, там она пользуется меньшим доверием потребителей. По статистике Hyundai, 80% клиентов сервиса сейчас из Москвы и Петербурга, отмечает эксперт. «Вообще, на мой взгляд, здесь проявляется ментальность. Владение автомобилем, особенно статусным, все еще фетиш в России, причем иррациональный. В мегаполисах наблюдаются сдвиги в спросе на машины из-за высокой стоимости жизни, но в регионах этот процесс происходит с задержкой», – поделился своими наблюдениями Юрий Сагинов.
Конечно, у подписки есть серьезные преимущества и удобства, но они отчасти нивелируются более высокими ежемесячными платежами в сравнении с автокредитом или лизингом. Другой недостаток – ограничение по пробегу и географии поездок. Чтобы их снять, клиентам приходится доплачивать.
Как бы то ни было, эта услуга особенно интересна в премиальном сегменте. Клиенты там чаще меняют автомобили, и далеко не все сегодня обязательно хотят владеть ими. Каждый год появляются новинки, поэтому обеспеченному человеку иногда бывает удобнее и выгоднее в рамках подписки сменить старую модель на новую. «Кроме того, машина по подписке – это отличный сезонный вариант. Зимой городским жителям автомобиль на каждый день не нужен, а с мая можно оформить аренду на четыре-пять месяцев, чтобы и на дачу съездить, и отправиться всей семьей к морю», – резюмировал Юрий Сагинов.
Автор Игорь Наумов
Источник profile.ru