Мировая экономика быстро переходит от физических активов к цифровым. Онлайн-транзакции, электронная коммерция, криптовалюты, а теперь и цифровое налогообложение. Из этой статьи вы узнаете, что это такое, в каких странах это реализовано и каковы плюсы и минусы налогообложения цифровой экономики.
В марте этого года политики ЕС активно обсуждали введение единой системы цифровых налогов в масштабах ЕС. Однако между ними возникли разногласия, и они не смогли прийти к общему решению. Между тем налоговые эксперты обратили внимание на необходимость международного сотрудничества по этому вопросу. В настоящее время осуществляется проект BEPS ОЭСР / G20, который направлен на стандартизацию налогообложения цифровых услуг в 34 самых богатых странах мира. Тем не менее, пока не удалось достичь консенсуса ни по одному из предложений.
Цифровой налог определен
Цифровой налог - это налог, применяемый к цифровой коммерческой деятельности. К ним относятся как цифровые бренды, которые занимаются виртуальными товарами, так и услуги, которые традиционные игроки рынка используют при преобразовании своего бизнеса с помощью цифровых технологий. Некоторыми примерами являются компании, работающие в социальных сетях, платформы для совместной работы и поставщики онлайн-контента. Цифровые товары включают загруженное программное обеспечение, приложения для веб-сайтов и цифровые активы (электронные книги, файлы изображений, аудиоклипы / аудиофайлы, фильмы или цифровое видео).
Сегодня люди тратят больше денег в Интернете и с помощью мобильных транзакций, чем когда-либо прежде. Это сместило бизнес-акцент на цифровые источники дохода и цифровые каналы. Рост цифровой экономики привлек внимание государственных органов к цифровым продуктам и услугам. В частности, возникли многочисленные споры по поводу налогового законодательства.
Развитые страны изо всех сил пытаются разработать надлежащую налоговую систему, чтобы охватить инновационные бизнес-модели, в которых компании могут работать без физического присутствия, и облагать налогом новые реальности создания цифровой стоимости. Глобальная цифровизация не только подтолкнула компании к поиску новых конкурентных преимуществ в цифровом пространстве, но и дала им больше возможностей избежать налогообложения.
ОЭСР предполагалось ранее , что правительства во всем мире не хватает на 4-10% мирового дохода корпоративного подоходного налога каждый год, или $ 100- $ 240 млрд .
Согласно более свежим данным Euractiv , основанным на статистике налоговых убежищ, таких как Бермудские острова или Ирландия, около 40% прибыли транснациональных компаний избегают налогообложения. Таким образом, ЕС лишается 20% доходов от компаний.
Европейские лидеры начали обсуждать этот вопрос в 2013 году. В то время их беспокойство касалось того, как ряду известных международных компаний, таких как Amazon, Google или Apple , удалось заплатить так мало налогов на свои огромные доходы от продаж, полученные в Европе.
Хотя международные решения еще не согласованы, отдельные страны разработали свою собственную цифровую налоговую политику.
Как цифровые налоги работают в разных странах
Австралия
Недавно Австралия ввела новые требования к трансграничным поставкам цифровых продуктов, поэтому с 1 июля 2017 года все больше предприятий должны платить 10% налог на товары и услуги (GST).
Это включает:
- цифровые продукты, такие как потоковая передача или загрузка фильмов, музыки, приложений, игр и электронных книг;
- такие услуги, как архитектурные или юридические услуги.
Компании, занимающиеся цифровой и электронной коммерцией, которые соответствуют порогу оборота при регистрации в 75 000 австралийских долларов, должны зарегистрироваться для участия в GST.
Беларусь
Беларусь применяет 20% НДС ко всем цифровым товарам и услугам, продаваемым потребителям в стране.
Нет порога продаж, поэтому ожидается, что каждый иностранный бизнес будет регистрироваться для уплаты НДС, а затем собирать и перечислять налоги в соответствии с местными правилами.
Франция
В настоящее время крупные цифровые компании платят менее 10% налога в ЕС, в то время как традиционные предприятия платят эффективную ставку выше 23%.
Поэтому правительство обнародовало предложение о новом налоге на цифровых гигантов . Подоходный налог в размере 3% - неофициально известный как налог «GAFA» после инициалов Google, Apple, Facebook и Amazon - будет применяться к технологическим компаниям, которые продают цифровые продукты от третьих сторон, передают данные пользователей или продают цифровую рекламу, а также имеют глобальный годовой доход более 750 миллионов евро (848 миллионов долларов США) и французский доход более 25 миллионов евро.
Это около 30 компаний. Министерство экономики надеется привлечь около 500 миллионов евро в год с помощью новой меры.
Испания
В январе 2019 года правительство Испании одобрило законопроект , облагающий крупные онлайн-технологические компании, такие как Amazon, Google и Facebook, налогом в размере 3% от их цифровых доходов.
Налог будет применяться к компаниям с годовым глобальным доходом более 700 миллионов евро и 3 миллионам евро в Испании. Законодатели ожидают, что в результате государство будет получать около 1,2 миллиарда евро ежегодно.
Соединенные Штаты Америки
В США нет единой правовой политики по этому вопросу. Таким образом, цифровое налогообложение варьируется от штата к штату.
В 27 штатах цифровые продукты облагаются налогом, а в остальных 23 штатах нет. Ставка налога варьируется от 1% до 7% , в зависимости от штата и типа цифровых товаров. Аляска, Делавэр, Монтана, Нью-Гэмпшир и Орегон вообще не имеют налога с розничных продаж.
В то же время постановление Wayfair Верховного суда 2018 года предполагало, что интернет-магазины могут быть обязаны собирать налоги с продаж даже в тех штатах, где они не имеют физического присутствия. Это первый шаг к признанию того, что огромные онлайн-продажи, происходящие внутри страны, часто не облагаются налогом. Страна движется к обновлению некоторых архаичных налоговых законов, которые не успевают за цифровой экономикой.
Тем не менее, правительство США яростно выступает против предложенного Францией налога на цифровые компании, который, по его словам, является крайне дискриминационным по отношению к бизнес-структурам США. Официальные лица США считают несправедливым, что компании облагаются налогами по месту нахождения их клиентов.
Плюсы и минусы налогообложения цифровой экономики
Как видите, страны всего мира расходятся во мнениях относительно того, должны ли цифровые продукты и услуги быть включены в системы налогообложения, и спорят об условиях их налогообложения.
Прежде чем разработать общее законодательство ЕС о цифровых налогах, Европейская комиссия должна рассмотреть все преимущества и недостатки.
Наиболее значимыми из них, согласно исследованию Deutsche Bank , являются:
- ➕ Крупные трансграничные цифровые компании также будут облагаться налогом в странах, где они обслуживают многочисленных клиентов, но не имеют постоянного представительства. Они не смогут избежать налогообложения, переместив свои офисы в страны с низкими налогами.
- ➕ Если изменение прибыли будет предотвращено законом, ЕС перестанет терять почти 20% (теоретических) поступлений корпоративного налога.
- ➕ Сегодня компании могут использовать Интернет и онлайн-платформы для ведения бизнеса за границей, не открывая постоянное представительство в других странах. Согласно действующему законодательству, они не платят никаких налогов на прибыль, которую они получают за рубежом.
- ➕ Если товары и услуги предлагаются из зарубежной страны, которая устанавливает сравнительно низкие налоговые ставки, страна не только теряет налоговые поступления, но также становится свидетелем (дополнительного) конкурентного давления на местных поставщиков. Цифровое налогообложение направлено на выравнивание поля как для внутренних, так и для зарубежных игроков.
- ➕ Многие цифровые бизнес-модели основаны на принципиально новых процессах создания стоимости, которые не облагаются адекватным налогом (и, прежде всего, не в соответствующих странах) в соответствии с действующими правилами.
- ➕ Новые правила призваны создать согласованную международную налоговую систему, повысить прозрачность, обеспечить большую уверенность для предприятий, которые не занимают агрессивную позицию, и обеспечить национальные налоговые поступления.
- ➖ Взимание налога с валовой выручки вместо прибыли проблематично.
- ➖ Это может негативно повлиять на торговые отношения с США.
- ➖ Цифровой налог может нанести вред начинающим компаниям на начальном этапе их расширения.
- ➖ Переход от принципа страны учреждения к принципу страны назначения международного налогового права создает значительный риск двойного налогообложения.
- ➖ Поставщики платформ или брокерских услуг могут передавать часть этого налога конечным пользователям и / или продавцам. Это снизит их доступность и популярность.
- ➖ Низкое налогообложение цифрового бизнеса - часть государственной инициативы по стимулированию инновационного развития. Более высокие налоги могут препятствовать глобальному экономическому и техническому прогрессу.
- ➖ Соблюдение новых принципов прозрачности повлечет за собой дополнительные расходы для бизнеса.
Источник payspacemagazine.com