В некоторых регионах Казахстана уже выпал первый снег. Самое время автомобилистам менять летнюю резину на зимнюю. Но что делать, если она еще не куплена?
О том, как выбрать правильную зимнюю резину, корреспонденту Caravan.kz рассказал специалист - механик Валерий Максимов.
- Прежде чем выбирать новую резину, нужно определиться с бюджетом. Звучит банально, но от этого многое зависит. Почти всегда верно правило: чем дороже покрышки, тем они качественнее. Но нам важно понять, как отличить хорошую и качественную зимнюю резину от низкокачественной.
Виды шин для зимнего периода
При покупке новых покрышек на рынке или в Интернете в первую очередь нужно убедиться, что это именно зимняя резина. На зимних шинах есть маркировка «Winter», «M+S», «Moot and snow» или изображение стилизованной снежинки. Также существует всесезонная резина, маркированная надписью «All seasons». Она предназначена для езды как зимой, так и летом. Состав резины всесезонной шины не предназначен для сильных холодов или сильной жары. Для лета всесезонная шина недостаточно твердая, а для зимы недостаточно мягкая.
Размер покрышек
Размер покрышек желательно выбрать рекомендованный для вашего автомобиля. Этих размеров может быть несколько. Их можно посмотреть в руководстве к вашему автомобилю, на специальной табличке, которая обычно располагается на внутренней стороне лючка бензобака, стойке или пороге автомобиля. Если таблички вы не нашли, то можно просто найти нужную вам информацию в Интернете. Ставить покрышки с дисками увеличенного диаметра, большей или меньшей ширины, или заниженного профиля на зимний период не рекомендуется из соображений безопасности. Дело в том, что динамические и ходовые характеристики автомобиля, подвеска, вырез арок, диаметр колесных дисков рассчитываются инженерами на автозаводах для конкретных размеров шин. Поэтому любые изменения резиновых изделий могут негативно сказаться на управляемости автомобиля. А это критически важно, особенно в зимний период.
Не рекомендую брать слишком старую резину.
Дело в том, что даже никогда не использовавшаяся резина, пролежав несколько лет, все равно теряет свои свойства. Покрышки, которым больше пяти-шести лет, могут начать разрушаться из-за необратимых процессов высыхания. Что же говорить о тех шинах, которые использовались. Более дорогая резина имеет и больший эксплуатационный срок.
Чтобы определить возраст покрышки, нужно найти на ней цифровой четырехзначный индекс. Его первые две цифры указывают на неделю, а вторые две – год производства изделия. Если покрышке, которую вы покупаете, больше пяти лет, то брать ее не стоит. Если же ей менее 5 лет, то покупать можно.
Нужны ли шипы?
Шипованная резина предназначена для езды по льду или утрамбованному снегу. Для асфальтированных дорог такие колеса не очень подходят. Шипованная резина в сравнении с обычной зимней хуже держит сцепление с дорогой. В некоторых странах езда на шипованной резине по дорогам общего пользования запрещена, поскольку портит дорожное полотно.
Виды протектора
Есть два типа протекторов – скандинавский и европейский. Скандинавский тип предназначен для суровых, холодных зим, дорог, покрытых льдом и снегом. Определить такую резину можно по блокам прямоугольной и ромбовидной формы. Расстояние между этими блоками способствует повышенной проходимости по заснеженным поверхностям и даже рыхлому снегу. Скандинавский тип покрышек не предназначен для больших скоростей и имеет повышенный износ при езде по асфальту, потому что состав резины достаточно мягкий и подходит для нечищенных от снега загородных трасс.
Европейский тип протектора подойдет для городских дорог. Он отличается большим количеством блоков, разделенных более широкими канавками, которые подходят для отвода воды, снежной «каши» от места соприкосновения колеса с поверхностью дороги. Резина европейского типа более жесткая и подходит для более мягкой и менее продолжительной зимы. Отлично подходит для несильного гололеда, подтаявшего снега, мокрой дороги. Комфорт езды, шум и плавность выше, чем у шин со скандинавским типом протектора. Также эта резина позволяет ездить на более высоких скоростях и за счет жесткости меньше подвержена износу в ходе эксплуатации. Температура эксплуатации не должна превышать значения 15 градусов ниже ноля.
Для перфекционистов
Для особо въедливых автолюбителей могу сказать, что протекторы шин делятся на симметричные и асимметричные, которые в свою очередь делятся на направленные и ненаправленные.
Симметричный направленный рисунок, обычно напоминающий елочку, отлично подходит для езды по снегу и воде. Шины с симметричным направленным протектором взаимозаменяемы и могут устанавливаться в любом порядке, необходимо лишь соблюсти направление движения, оно отмечается словом «rotation» и стрелочкой направления движения. Однако такие шины самые шумные.
Классическим протектором считается симметричный ненаправленный рисунок. Такие шины недорогие и заточены на управляемость, а не на скорость. Имеют наименьший уровень шума из других видов зимних шин. Удобство этих покрышек заключается в том, что они устанавливаются любой стороной на любую сторону автомобиля – перепутать невозможно.
Покрышки с асимметричным ненаправленным рисунком предназначаются для премиальных и спортивных автомобилей. Эта резина обеспечивает отличную управляемость, выдерживает высокую скорость и повышенные нагрузки. Одна сторона покрышки отвечает за сцепление с дорогой, вторая отвечает за отвод грязи, снега и воды. Также стоит помнить, что покрышки этого типа имеют довольно высокую стоимость. Устанавливаются такие шины строго по меткам «outside» и «inside» (внутренняя сторона и внешняя сторона).
Асимметричный направленный рисунок покрышки – самый редкий и дорогой вид шин и мало подходит для городских автомобилей. Отсутствие ярких преимуществ для обычного пользователя при стандартной эксплуатации сделало такие рисунки протектора применимыми исключительно в спортивных состязаниях.
Ширина шин
Тут все просто и вместе с тем не так однозначно. Как я говорил выше, ориентироваться по размерности покрышек надо на рекомендованные производителем автомобиля. Однако есть много мнений относительно ширины зимней шины.
Практика показывает, что на льду лучше разгоняется и тормозит колесо с широкой покрышкой из-за большей площади соприкосновения с поверхностью льда.
Тогда как на слегка утрамбованном снегу, наоборот, лучше узкая шина – меньшая площадь соприкосновения, но большее давление в пятне контакта с поверхностью. Разгон по сравнению с широкой шиной будет одинаковым.
Что касается производителей, то тут все зависит от цены.
Три важных совета при выборе зимней резины
1. Не стоит слушать советы коллег, друзей, когда те советуют купить определенную марку шин, не давая при этом развернутого обоснования их рекомендации.
2. Брать только новые покрышки не обязательно. Это вопрос денег и готовности их потратить, но если шина не старше пяти лет и имеет не менее 6 миллиметров протектора, то ее можно смело брать, если вас устраивает цена.
3. Тщательно выбирайте место, где вы будете покупать комплект резины. Очень важно, чтобы покрышки хранились в «стоячем» положении в сухом и проветриваемом помещении.
Надеюсь, мои советы кому-нибудь обязательно пригодятся, - сказал в заключение Валерий Максимов.
Автор Артур Губайдулин
Источник caravan.kz