Таяние вечной мерзлоты может подвергнуть до 50% арктической инфраструктуры высокому риску повреждения к 2050 году, что потребует десятков миллиардов долларов на техническое обслуживание и ремонт, предупреждают ученые, пишет агентство Reuters.
Мировая вечная мерзлота — земля, которая остается замороженной круглый год — с 1980-х годов нагревается на 0,3–1,0 градуса по Цельсию за десятилетие, а в некоторых районах Арктики температура повысилась более чем на 3 °C за четыре десятилетия, говорится в научном обзоре исследований последних двух десятилетий, опубликованном в журнале Nature Reviews Earth & Environment.
Этого достаточно, чтобы оттаяла большая часть давно промерзшей земли. Уже сейчас некоторые дороги деформируются, а фундаменты зданий трескаются на севере России, на Аляске и в Канаде.
«Инфраструктура в беде», — сказал соавтор доклада Дмитрий Стрелецкий, географ из Университета Джорджа Вашингтона. «Но это не похоже на землетрясение. Это относительно медленный процесс, который дает нам достаточно времени, чтобы предотвратить некоторый ущерб.
Ученые говорят, что эта тенденция сохранится по мере эскалации климатических изменений. По спутниковым снимкам они подсчитали, что по меньшей мере 120 000 зданий, 40 000 км дорог и 9 500 км трубопроводов могут оказаться под угрозой, что подчеркивает угрозу некоторым канадским автомагистралям, Трансаляскинской трубопроводной системе и российским городам Воркута, Якутск и Норильск.
Но люди продолжают строить в Арктике. Спутниковые снимки показывают, что прибрежная инфраструктура увеличилась на 15%, или на 180 квадратных километров, с 2000 года, согласно другому исследованию, опубликованному в прошлом году в журнале Environmental Research Letters. Около 70% этого роста связано с нефтегазовой промышленностью, особенно на российском полуострове Ямал и вблизи Ямбургского газового месторождения, по словам ведущего автора этого исследования Аннетт Барч, полярного исследователя из австрийской исследовательской компании b.geos.
Инженеры используют несколько дорогостоящих стратегий при строительстве на вечной мерзлоте. Например, теплоотводящие трубы прокладывают вдоль дорог и фундаментов зданий, чтобы мерзлый грунт оставался устойчивым.
Расходы на техническое обслуживание основной инфраструктуры могут увеличиться на $15,5 млрд к середине века, но, согласно самым скромным оценкам обзора, все равно не смогут предотвратить ущерб в размере $21,6 млрд.
В течение десятилетий исследователи сосредоточились на наблюдении за углеродом, давно запертым в вечной мерзлоте, опасаясь, что выброс углекислого газа и метана, вызывающих потепление климата, может подтолкнуть мир к безудержному глобальному потеплению.
Но «воздействие на инфраструктуру происходит уже сегодня», — сказал Владимир Романовский, геофизик из Университета Аляски в Фэрбенксе, чье исследование вошло в число более чем 160 исследований, оцененных в обзоре. «Это гораздо актуальнее для людей, которые живут и работают на вечной мерзлоте».
Подготовлено порталом Allinsurance.kz