Глава Палаты экспертных организаций высказался об инициативе по передаче технически несложных проектов в госмонополию .
На портале «Открытые НПА» опубликован проект приказа министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР), по которому технически несложные проекты строительства перейдут в категорию технически сложных. «Принятие данного приказа приведет к тому, что более 200 частных экспертных организаций могут вынужденно закрыться. Именно к ним сегодня относится экспертиза технически несложных проектов, на долю которых приходится 80% рынка. Без работы рискуют остаться порядка двух тысяч специалистов и экспертов», - заявили в Национальной палате предпринимателей «Атамекен». Kapital.kz попросил рассказать о причине споров, разгоревшихся вокруг проекта приказа, председателя Палаты экспертных организаций Казахстана, эксперта с 40-летним стажем в проектировании и строительстве Бирлика Ережепова.
Бирлик Бекмурзаевич, объясните, пожалуйста, почему проект приказа вызвал такой резонанс на рынке экспертных организаций?
- Этим проектом приказа МИИР переводит львиную долю строительных объектов, подлежащих в настоящее время экспертизе в сфере негосударственной экспертизы, из категории технически несложных в категорию сложных проектов.
В соответствии с действующим законодательством экспертиза технически несложных проектов относится к компетенции аккредитованных (негосударственных) экспертных организаций. Государственные эксперты рассматривали действительно сложные производственные проекты – заводы и фабрики, крупные общественные объекты и уникальные здания, магистральные сети, автомобильные дороги и жилищное строительство свыше пяти этажей.
Проектом приказа МИИР РК, как уполномоченный орган, пересматривает техническую сложность объектов экспертизы, просто перенеся их из одной категории сложности в другую. К технически сложным производственным объектам теперь, согласно приказу, будут отнесены даже склады, почти все сельскохозяйственные объекты – коровники, свино- и птицефермы, теплицы; торговые и бытовые здания, финансируемые частными инвесторами, малокомплектные сельские школы, небольшие стадионы.
В государственную монополию в этом случае попадают практически все объекты, которые строятся сегодня в нашей стране и за счет частных инвестиций. Таким образом, значительный объем экспертных работ, ранее осуществляемых негосударственными экспертными организациями, уходит в государственную монополию.
- По вашему мнению, каковы будут объемы потерь?
- В настоящее время в конкурентной среде находится 80% экспертизы проектов строительства от всего объема экспертных работ в стране, которую проводят 245 аккредитованных МИИР РК экспертных организаций. Речь идет о сокращении рынка экспертных работ более чем в два раза. Если приказ МИИР РК вступит в силу, без работы останутся более 2 тыс. человек – экспертов и других специалистов. Понятно, что согласиться с этим экспертное сообщество не может, и нет достаточных обоснований таких односторонних решений. Поэтому приказ с новыми правилами экспертизы строительных объектов, опубликованный на портале «Открытые НПА», вызвал такой огромный резонанс в экспертном сообществе, среди проектировщиков и заказчиков.
Инициатива МИИР РК серьезно подрывает доверие экспертного сообщества к действиям уполномоченного органа в строительной отрасли.
Возможно, ужесточение связано с последствиями землетрясения в Турции? Правительство «закручивает гайки», потому что хочет быть спокойным за качество экспертизы, проектных и строительных работ?
- Возврат экспертизы проектов под юрисдикцию государственной монополии не улучшит качество строительства в Казахстане. Думать так - большое заблуждение. Проведенные за последние 20 лет реформы в государственной системе контроля, надзора и оценки соответствия в строительной отрасли не изменили кардинальным образом сложившейся ситуации в данной сфере и не дали необходимого результата по повышению качества строительства, снижению коррумпированности в сфере лицензирования и разрешений. Так, только органы ГАСК реформировали более 4 раз (передавали функции из центрального государственного органа в местные исполнительные органы и обратно), что не изменило ситуацию. Эти органы МИО так и остались высоко коррумпированными.
Улучшить качество строительства можно только повышением персональной ответственности через страхование всех участников строительного процесса от заказчика, проектировщика, эксперта, строителей и производителей строительных материалов. Подобная практика эффективно работает в развитых странах. Примеры же Турции (землетрясения 1999 и 2023 гг.) показали высокую коррумпированность государственных органов в строительной отрасли при выдаче разрешений на строительстве, контроле качества и приемке объектов в эксплуатацию, низкую ответственность застройщиков, подрядных и проектных организаций за качество строительства.
Почему вы так в этом уверены?
- На протяжении длительного времени в стране так и не смогли добиться высокого качества строительства, несмотря на то что государство выделяло огромные средства на разработку новой нормативной базы, реформирование разрешительной системы, строительство жилья, объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Не была разработана комплексная программа развития строительной отрасли. Были отдельные локальные программы, которые не были увязаны между собой и не доведены до достижения целевых показателей. Результат этого - бесконтрольная и некомплексная застройка городов, недостаток школ и детских садов, переуплотнение жилой застройки в городах, постоянные проблемы в теплоснабжении, водоснабжении, электроснабжении населенных пунктов.
Если говорить об экспертизе проектов, то в нашей стране законодательно установлена единая система регулирования экспертной деятельности и действуют одинаковые требования как для государственных, так и частных экспертов. Аттестацию все эксперты проходят в одной государственной системе ГАСК и к ним предъявляются единые квалификационные требования. Это - первое.
Второе. Около 50% экспертов пришли в негосударственную экспертизу из сферы государственной экспертизы. Это квалифицированные эксперты, которые состоялись в своей профессии и имеют большой опыт работы в экспертной и проектной деятельности.
Третье. Палата экспертных организаций является профессиональной и открытой организацией, где ценятся профессионализм и ответственность экспертов за свою работу. Палата самостоятельно самоочищается от слабых экспертов, недобросовестных экспертных организаций и информирует государственные органы о выявленных в рамках внутреннего аудита нарушениях законодательства при поступлении заявлений от юридических и физических лиц и публикациях в СМИ.
Государственная экспертная организация – закрытая сфера. О результатах внутреннего аудита деятельности государственных экспертов общественность не информируется. Нарушения госэкспертов становятся достоянием общественности лишь когда об этом говорят государственная аудиторская палата либо другие контрольно-надзорные органы.
Расскажите, пожалуйста, о работе независимой системы экспертизы строительных проектов в нашей стране. И о том, какие еще вопросы, кроме необоснованного приказа МИИР РК, волнуют участников палаты?
- На сегодняшний день негосударственной экспертизой строительных проектов в Казахстане фактически занимаются 245 частных экспертных организаций. Из них членами профессионального объединения «Палата экспертных организаций» является 208 компаний. Палата была создана в 2016 году, и за это время разработаны стандарты и правила для проведения экспертизы, издаются методические пособия для экспертов, за собственные средства палаты разработана и внедрена электронная информационная система для проведения и оптимизации процессов экспертизы проектов.
Специалисты палаты на регулярной основе проводят семинары для повышения квалификации экспертов, а Экспертный совет палаты по ежегодно утвержденному плану проводит мониторинг и анализ качества экспертных работ, проводимых организациями-членами. Это было самостоятельное решение ее членов, принятое общим собранием, и оно включено в устав объединения. Экспертное сообщество поняло, что только они сами могут навести порядок в своей сфере.
Мало того, члены палаты готовы принять на себя ответственность за результаты своей работы путем страхования профессиональной ответственности в рамках саморегулирования экспертной деятельности, и даже было начато пилотное страхование. При том, что подобные требования в государственной экспертизе уполномоченный орган вводить не планирует, хотя требования к экспертам должны быть одинаковыми как в государственной экспертизе, так и негосударственной, так как они занимаются одной деятельностью. И в этом плане нужно проводить реформирование системы государственной экспертизы, как это сделали экологи и показывает практика развитых стран.
В случае неоднократного выявления низкого качества экспертных работ общее собрание членов палаты принимает решение об исключении таких экспертных организаций из членства и обращается в государственные органы с просьбой лишить «слабое звено» аккредитации.
Однако этого не происходит, меры не принимаются. Согласно закону «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», экспертные организации не имеют права работать вне палаты, вместе с тем определенная часть экспертных организаций продолжает работать. Они осуществляют свою деятельность бесконтрольно, с молчаливого одобрения МИИР РК, которое – несмотря на наши многочисленные обращения – никак не решает эту ситуацию.
Что мешает вам перейти на работу в рамках саморегулирования, как это делает Нотариальная палата или Палата судебных исполнителей? Думаю, что ответственности перед государством у этих палат не меньше…
- Нет законодательных оснований. Все наши обращения и законодательные инициативы тормозятся по непонятным причинам, несмотря на то, что уже был подготовлен законопроект о введении саморегулирования в сфере экспертизы проектов, одобренный депутатами Мажилиса Парламента страны, НПП РК «Атамекен» и государственными органами. Парадокс в том, что эксперты ведущих европейских стран одобрили все инициативы Казахстана по реформированию экспертной деятельности через институт саморегулирования, заложенные в законопроекты, которые были показаны нами на семинарах в Германии, Испании, Чехии, Польше, Латвии. Они подтвердили, что мы движемся в правильном направлении, повышая персональную ответственность экспертов за результаты работы. Но зато у себя в стране не находим понимания среди отдельных государственных органов.
Административно-командные методы работы ушли в прошлое, и без поддержки профессионального сообщества ни одна реформа в строительной отрасли не достигнет своих результатов.
В 2015 году государство в 47 шаге Плана нации утвердило передачу в конкурентную среду сферы экспертизы проектов и отказ от государственной монополии на проведение проектов строительства. Подчеркивалась необходимость проведения реформ в соответствии с практикой развитых стран для повышения эффективности экспертных работ. Эксперты позитивно приняли данную программу, взяли кредиты, приобрели офисы, оргтехнику, программное обеспечение, привлекли профессионалов и начали работать.
МИИР РК все эти годы в целях получения положительных показателей информировало вышестоящие органы об успешной реализации программы. Теперь же в случае одностороннего принятия вышеуказанного приказа МИИР РК само же отказывается от своих отчетов и начинает проводить обратную политику монополизации сферы экспертизы проектов.
Бирлик Бекмурзаевич, расскажите об этом более подробно.
- Все 7 лет со времени создания палаты мы наблюдаем всевозможные инициативы уполномоченного органа по регулированию разрешительной системы в строительной отрасли, которые не дают результата. Почему МИИР РК не хочет признать это и не дает нам опробовать проверенный в мире эффективный механизм саморегулирования? У меня нет ответа на этот вопрос. Я действительно не вижу логики такого устойчивого сопротивления. Выглядит это так: сделаем все, лишь бы не дать полномочий профессиональному объединению строительных экспертов в лице палаты навести порядок в отрасли через институт саморегулирования.
Политика последних решений МИИР РК удивляет еще больше. Уполномоченный орган фактически берет на себя полномочия по отмене государственных программ, осуществляемых руководством страны с 2015 года в направлении разгосударствления сферы экспертизы проектов, и ставит под сомнение работу целой отрасли, которая создавалась в течение 8 предыдущих лет.
Вопреки поручениям президента страны по демонополизации строительной отрасли, все идет к монополизации экспертной деятельности и фактической ликвидации института негосударственной экспертизы.
Мы бы поняли, если бы МИИР РК жесткой рукой контролировало строительную отрасль, добилось идеального порядка в системе качества строительства, а палата бы как-то мешала этой работе. Но, нет же! Уполномоченный орган самоустранился от регулирования сферы экспертизы строительных проектов, не решает существующие проблемы, а только усугубляет ситуацию своими действиями.
Как это проявляется?
- Детально разъясню о том, какой результат государственного регулирования системы экспертизы строительных проектов в нашей стране мы в итоге получили. Во-первых, действующий электронный формат получения аттестатов и аккредитаций экспертов сделал систему аттестации экспертных организаций формальной и абсурдной. В такой системе нет контакта с получателем аттестата или аккредитации. Невозможно установить реальный профессиональный уровень претендента: работал специалист или только числился в проектной или экспертной организации. Требуемый стаж работы в проектной деятельности для получения аттестата всего 5 лет, это совсем маленький срок, в течение которого невозможно стать профессиональным экспертом.
Во-вторых, отсутствуют конкретные требования к учредителям экспертных организаций. В настоящее время учредителем организации, осуществляющей экспертизу строительных проектов, может стать любой гражданин, не имеющий никакого отношения к экспертной деятельности и проектированию, это может быть ветеринар, учитель или продавец. Подобной практики нигде в развитых странах нет.
Третье, нет ограничений по количеству аттестатов, получаемых одним экспертом. Легкость прохождения аттестации привела к тому, что некоторые эксперты имеют по пять-семь аттестатов: по архитектуре, конструкциям, водоснабжению и канализации, отоплению, сметным работам и т.д. Это можно сравнить с врачом, который одновременно работает, скажем, невропатологом, онкологом, хирургом, терапевтом и офтальмологом. Опять же, подобных экспериментов нигде в мире не проводится.
Палата экспертных организаций своими письмами неоднократно обращала внимание компетентных органов, что количество выдаваемых квалификационных сертификатов на экспертизу не может быть больше двух и то – по смежным специальностям: отопление и вентиляция, водоснабжение и канализация, электричество и слаботочные сети. Наличие более двух квалификаций превращает процесс экспертизы в фарс. Увы, ничего не изменилось.
Четвертый момент - отсутствует полноценный государственный контроль за экспертными и проектными организациями. Государство практически не контролирует деятельность экспертных организаций, потому что в существующей законодательной базе у него таких полномочий нет. Нет права полноценно осуществлять контрольные функции рынка экспертизы строительных проектов и у Палаты экспертных организаций.
Согласно закону «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», все экспертные организации обязаны состоять в палате с момента официальной регистрации. Однако МИИР РК, как уполномоченный государственный орган, дало экспертным организациям свое разъяснение, что они могут работать и без членства в палате. Тем самым были сведены на нет все начатые усилия по очищению рынка от неквалифицированных экспертов и недобросовестных экспертных организаций.
Мы 7 лет пытались достучаться до государственных органов и выработать общую стратегию развития экспертной сферы, но многие наши инициативы так и не нашли решения. Палата экспертных организаций неоднократно обращалась в уполномоченный орган и другие госорганы, указывала на существующие коллизии в законодательстве, которые приводят к безнаказанности нарушителей строительных норм и правил, влияют на безопасность зданий и населения, но они так и не решены.
Сегодня в Казахстане сложилась уникальная ситуация: регулирование уполномоченного органа привело к тому, что государство не имеет мер воздействия на недобросовестные экспертные организации. А все предложенные нами решения и законодательные поправки не принимаются и не доводятся до конечного результата.
Экспертное сообщество всегда стремилось к взаимному сотрудничеству и предлагало конструктивно решать проблемные вопросы в рабочем порядке. Однако то, что делается сегодня в сфере экспертизы проектов, не может больше продолжаться. МИИР РК тихо и безосновательно, по собственной инициативе, без анализа и разъяснений, предварительных консультаций с экспертным сообществом сворачивает госпрограммы и режет под корень целую отрасль. При этом все поручения президента по демонополизации строительной отрасли и поддержке малого и среднего бизнеса просто игнорируются.
Источник kapital.kz