Президент США Дональд Трамп объявил в прошлый понедельник, 20 января, во время церемонии подписания в Овальном кабинете, что его администрация с 1 февраля введет 25-процентные пошлины на товары, импортируемые из Канады и Мексики,сообщает payspaceworld.com.
Фото:pixabay.com
Упомянутое намерение, как отмечают СМИ, является экстраординарным решением с точки зрения традиционной парадигмы торговой политики, реализуемой в Северной Америке. Ожидается, что реализация плана г-на Трампа , скорее всего, спровоцирует рост цен для потребителей США.
Стоит отметить, что в ходе предвыборной кампании Дональд Трамп неоднократно заявлял о намерении ужесточить тарифную политику на импортные товары. В этом контексте в качестве своего рода основной цели были выделены такие страны, как Канада, Мексика и Китай. Первоначально циркулировали предположения, что планы относительно тарифов на импортные товары будут реализованы сразу после инаугурации Дональда Трампа. Однако г-н Трамп продолжает декларировать соответствующие намерения, но конкретных действий с практическими последствиями в этом направлении пока не предпринято.
Что касается намерений относительно Мексики и Канады, то в этом случае сроки реализации плана уже озвучены. При этом перспектива ужесточения тарифов на импортируемые из Китая товары имеет больше неизвестных составляющих. В течение своего первого срока на посту президента, который длился с 2017 по 2021 год, Дональд Трамп ввел тарифы на несколько категорий продукции, производимой в азиатской стране. На этом фоне началась торговая война между Пекином и Вашингтоном. После вчерашней инаугурации Дональд Трамп не стал сразу вводить новые тарифы на китайские товары. В СМИ появилась инсайдерская информация, согласно которой администрация господина Трампа нацелена не на мгновенное ужесточение условий торговли с Китаем, а на потенциальное сотрудничество с азиатской страной. Инсайдеры утверждают, что Вашингтон попытается договориться о взаимодействии с Пекином. Стоит отметить, что соответствующие намерения не отменяют планов, связанных с тарифами на импортируемые из азиатской страны товары. Положительный исход переговорного процесса не гарантирован. Стоит также отметить, что в последние годы отношения между США и Китаем идут по нисходящей траектории. Сотрудничество Пекина и Вашингтона как системы определенного масштаба снижается. Администрация бывшего президента США Джо Байдена ограничила экспорт в Китай передовых чипов и оборудования для производства микросхем соответствующей категории. К соответствующим мерам присоединились некоторые союзники Вашингтона. В качестве ответных мер Китай запретил поставки в США некоторых полезных ископаемых. Вероятность того, что Дональд Трамп отменит упомянутые ограничительные меры со стороны Вашингтона, фактически минимальна. В США существует своего рода двухпартийный консенсус относительно необходимости развития отечественной полупроводниковой промышленности и повышения конкурентоспособности страны в мировом технологическом секторе.
Некоторые эксперты предполагают, что Дональд Трамп может использовать угрозу тарифов как инструмент переговоров. Тот факт, что он не сразу ввел обещанные тарифы, можно трактовать как сигнал в пользу упомянутого предположения, однако опыт торговой войны между США и Китаем свидетельствует о том, что такое мнение преждевременно, в том числе в контексте намерений в отношении Мексики и Канады.
Стоит также отметить, что тарифная угроза со стороны Вашингтона все еще продолжает оставаться тем, что может стать реальностью или, скорее всего, станет ею, но не тем, что уже произошло. Ожидается, что эта угроза, в случае ее реализации, затронет Европейский союз, Японию и Южную Корею. Эти меры будут болезненными для Токио и Сеула, поскольку их экономики в значительной степени зависят от экспорта. В Европейском союзе недавно звучали призывы к потенциальному ухудшению торговых отношений с США.
В ходе предвыборной кампании Дональд Трамп неоднократно заявлял о планах ввести пошлины до 20% на весь импорт и 25% налог на продукцию из Мексики и Канады. Для товаров, поставляемых из Китая, предусматривался сбор в размере 60%. Пока неизвестно наверняка, станут ли эти намерения фактом экономической реальности.
Также имеется информация, основанная на предположениях аналитиков, что Дональд Трамп может использовать угрозу введения пошлин для переговоров с Данией с целью оказать давление и передать контроль над Гренландией Соединенным Штатам.
В понедельник г-н Трамп, отвечая на вопрос о тарифах на китайские товары, сказал, что соответствующие обширные меры, которые он ввел во время своей первой президентской администрации, все еще действуют после того, как Джо Байден в значительной степени оставил их в силе. Комментируя всеобщие тарифы, Дональд Трамп сказал, что Вашингтон может, но пока не готов к этому.
Исполнительный акт, подписанный г-ном Трампом в понедельник, предусматривает, что министры торговли и финансов и торговый представитель США должны расследовать причины дефицита торговли США с иностранными государствами, чтобы определить, как создать Службу внешних доходов для сбора тарифов, выявить несправедливую торговую практику и пересмотреть существующие торговые соглашения для потенциальных улучшений. Также в этом случае правительственные учреждения должны проанализировать, как торговое соглашение между США, Мексикой и Канадой (USMCA) влияет на американских рабочих и бизнес. Кроме того, будет дан ответ на вопрос о том, должен ли Вашингтон оставаться в упомянутом соглашении, которое было подписано Дональдом Трампом во время его первого президентского срока.
Кроме того, правительственным органам предстоит принять решение о том, сможет ли ужесточение торговой политики США ограничить поток фентанила и нелегальных мигрантов в страну.
В исполнительном акте Дональда Трампа было отмечено, что жители США получают выгоду и заслуживают торговой политики «Америка прежде всего». Г-н Трамп сказал, что он устанавливает надежную и обновленную торговую политику, которая способствует инвестициям и производительности, усиливает промышленные и технологические преимущества страны, защищает экономическую и национальную безопасность и, прежде всего, приносит пользу американским рабочим, производителям, фермерам, скотоводам, предпринимателям и предприятиям.
Судья Глок, директор по исследованиям и старший научный сотрудник Manhattan Institute, консервативно-ориентированного аналитического центра, заявил в комментарии для СМИ, что потенциальный отказ от некоторых положений USMCA связан с некоторыми рисками. По словам эксперта, другие страны будут менее охотно вести переговоры о подобных сделках в будущем, если будут знать, что эти соглашения не смогут обеспечить последовательные торговые отношения.
Кларк Паккард, научный сотрудник Центра исследований торговой политики им. Герберта А. Штифеля при Институте Катона, заявил, что введение 25%-ных пошлин станет очень серьезной ошибкой и нарушит условия USMCA.
Журналисты опубликовали информацию о том, что экономическая команда Дональда Трампа проводила регулярные встречи, чтобы наметить путь к внедрению масштабных тарифов как для союзников, так и для противников США. По сообщениям СМИ, должностные лица в администрации г-на Трампа в настоящее время спорят о том, как выполнить обещания изменить торговую политику США, которые неоднократно объявлялись во время предвыборной кампании. В рамках своей инаугурационной речи Дональд Трамп сделал недвусмысленные заявления о намерении внести существенные изменения в тарифы в той или иной форме.
В понедельник во время выступления в ротонде Капитолия США г-н Трамп отметил, что он немедленно начнет перестройку торговой системы Соединенных Штатов, чтобы защитить американских рабочих и семьи. Он заявил, что вместо того, чтобы облагать налогом граждан для обогащения других стран, его администрация будет облагать налогом и тарифами иностранные государства для обогащения граждан США.
Дональд Трамп также заявил, что создаст новое правительственное учреждение под названием Служба внешних доходов, которой будет поручено собирать доходы от пошлин. По его словам, Казначейство США получит огромные суммы денег из иностранных источников. При этом, по сообщениям СМИ, в экономической команде Дональда Трампа нет единого понимания того, как достичь соответствующей цели. Согласно информации, обнародованной журналистами, предлагались альтернативные решения, такие как, например, снижение пошлин, но с последующим повышением этого показателя. Другой вариант — введение пошлин, которые не вступают в силу в течение нескольких месяцев, что дает администрации Дональда Трампа время усадить контрагентов за стол переговоров.
Также, по сообщениям СМИ, в настоящее время обсуждается вопрос о том, какую правовую базу использовать для поддержки тарифов, особенно в случае, если страны и компании, затронутые соответствующими мерами, подадут иск. Советники Дональда Трампа рассматривают возможность использования чрезвычайных полномочий, которые предоставят президенту широкие полномочия по регулированию импорта.
Чиновники, ориентированные на рынок, такие как Скотт Бессент, выбранный Трампом на пост министра финансов, и Кевин Хассетт, выбранный им на пост главы Национального экономического совета, выступают за более мягкий подход. Сторонники тарифов, такие как Питер Наварро, торговый советник Белого дома, и Говард Лютник, выбранный Дональдом Трампом на пост главы Министерства торговли, утверждают, что полный курс необходим для того, чтобы послать послание, которое хочет получить президент.
Г-н Трамп, как сообщается, призывает союзников на Капитолийском холме заручиться поддержкой тарифов. В то же время конкретная политика в соответствующей области еще не определена.
Повышение тарифов может привести к увеличению расходов для жителей США, которые уже устали от высокой инфляции в последние годы. Тарифы платят американские компании, импортирующие иностранные товары. Эти расходы обычно несут потребители, которые начинают платить больше за свои покупки.
Дональд Трамп утверждает, что пошлины будут платить иностранные государства, а не потребители в США. В то же время результаты нового исследования Института международной экономики Петерсона говорят об обратном. В данном случае утверждается, что агрессивная тарифная кампания Дональда Трампа заставит американских потребителей платить больше практически за все, включая кроссовки и продукты питания иностранного производства.
Мексика и Канада входят в число крупнейших торговых партнеров США. В прошлом году США экспортировали в Мексику товаров на сумму 322 млрд долларов. Общая стоимость продукции, отправленной из США в Канаду в 2024 году, составляет 354 млрд долларов. Указанные цифры составляют треть стоимости всех товаров, экспортированных США в прошлом году.
Также в 2024 году США импортировали из Канады товаров на сумму 418 млрд долларов. Соответствующий показатель для товаров, отправленных в прошлом году из Мексики в США, составляет 475 млрд долларов. В совокупности импорт из двух упомянутых стран эквивалентен 30% стоимости всех товаров, отправленных в США в 2024 году. Об этом свидетельствуют данные федеральной торговли.
Не исключено, что ужесточение торговой политики Вашингтона в отношении Мехико и Оттавы спровоцирует ответные меры. В этом случае подразумевается, что Мексика и Канада введут пошлины на товары, поставляемые из США. Реализация соответствующего сценария с большой долей вероятности нанесет ущерб американскому бизнесу.
Судья Глок заявил, что ужесточение тарифной политики Вашингтона окажет негативное влияние на экономическую систему США.
Институт международной экономики Петерсона заявил, что тарифы Дональда Трампа приведут к росту цен. Среди прочего, это потенциальное воздействие затронет электроприборы, игрушки и спортивные товары, поставляемые в США. В то же время предприятия будут облагаться новыми налогами на импорт транспортного оборудования, химикатов и других товаров.
Сторонники тарифного плана Дональда Трампа утверждают, что импортные пошлины будут использоваться стратегически для продвижения интересов США в мире. По их мнению, в долгосрочной перспективе соответствующий подход станет спасением для американских потребителей. Стоит отметить, что помимо примера торговой войны с Китаем, первый срок Дональда Трампа на посту президента также примечателен тем, что были случаи, когда он изначально угрожал тарифами в рамках своей риторики, а затем сбавлял обороты, когда другие страны садились за стол переговоров.
В то же время большинство экономистов пессимистично оценивают возможные последствия реализации планов г-на Трампа по ужесточению торговой политики Вашингтона. Они убеждены, что такие меры спровоцируют ускорение инфляционного процесса в экономической системе США. Также сторонники указанной точки зрения утверждают, что реализация тарифной угрозы Дональда Трампа может стать пугалом для фондового рынка. Более того, они говорят о том, что материализация намерений г-на Трампа может вызвать полномасштабную торговую войну. Соответствующая формулировка подразумевает жесткие взаимные ограничения и сокращение, а в некоторых случаях и полное исчезновение пространства экономического взаимодействия между многими странами. Стоит отметить, что в настоящее время наблюдается рост геополитической напряженности. Во многом торговые войны являются логичной эскалацией соответствующего процесса. С этой точки зрения тарифные угрозы Дональда Трампа можно охарактеризовать как одно из действий в логике геополитической напряженности. Данное утверждение не отменяет возможных негативных последствий реализации намерений г-на Трампа. При этом указанная парадигма мышления не констатирует бессмысленность тарифной угрозы. В соответствующем контексте главный вывод заключается в том, что определенные исторические периоды в мире как пространстве существования человеческой цивилизации формируют такую систему обстоятельств и условий общего бытия, для которой главной характеристикой является масштабное противостояние, не обязательно охватывающее буквально каждую страну, но при этом становящееся доминирующей геополитической тенденцией. В данном случае речь не идет об определенной конфигурации реальности, движимой так называемыми теориями заговора. На определенных этапах поступательного движения истории человеческой цивилизации разные политические центры могут принимать такие решения, реализация которых в материально-прикладном плане сопряжена с столкновением интересов и формирует ситуацию, характеризующуюся трудностями взаимопонимания, на фоне которой начинается глобальная напряженность, временно трансформирующаяся в нечто вроде статус-кво. В контексте такой конфигурации мировой реальности международное сотрудничество в той или иной степени деградирует, а стратегия как внешних, так и внутренних действий мировых столиц строится на логике противостояния. Такие исторические периоды можно охарактеризовать как периоды геополитической турбулентности. Такая конфигурация глобальной реальности содержит множество неблагоприятных факторов, в том числе для экономики, и определенные экзистенциальные риски. Соответствующий вид паттерна общего бытия не означает неизбежного стремления человечества к войне или хотя бы взаимной вражде. Иногда действие может порождать результат, существенно отличающийся или прямо противоположный изначальной цели. Пока неизвестно, чем закончится нынешний период геополитической турбулентности.Существует риск дальнейшей деградации системы взаимодействия мировых столиц, возможна фрагментация мира на различные группы стран, находящихся в состоянии противостояния друг другу, но окончательный облик будущего как экзистенциального процесса пока скрыт за символическими стенами метафизической границы между днями текущими и днями грядущими.
Стоит отметить, что если нынешняя геополитическая напряженность сохранится и в конечном итоге окажется на траектории расширения и эскалации, то все экономические системы столкнутся с определенными негативными последствиями, означающими потери и ухудшение перспектив. В рамках соответствующего положения дел крупнейшие экономики мира смогут лучше справляться с вызовами исторического момента за счет большего запаса прочности. С этой точки зрения у США позитивные перспективы. Пока еще окончательно не известно, какое влияние окажет тарифная политика, предложенная Дональдом Трампом, на способность США выживать в условиях геополитической турбулентности.
Возвращаясь к вопросу опасений ответных мер как реакции на ужесточение торговой стратегии Вашингтона, стоит отметить, что в истории текущего столетия есть примеры, которые доказывают высокую реалистичность такой вероятности. В течение первого президентского срока реакцией на тарифы со стороны США были аналогичные меры в обратном направлении, затрагивающие широкий спектр американских товаров, включая автомобили, соевые бобы и виски. Например, в апреле 2018 года, во время торговой войны между Пекином и Вашингтоном, Китай принял решение ввести 25% пошлину на импорт примерно 1300 наименований товаров из США. В августе того же года сфера действия этих тарифов была расширена.
В настоящее время, по сообщениям СМИ, в экономической команде Дональда Трампа идут идеологические дебаты. Стоит отметить, что похожая ситуация наблюдалась и в течение первого президентского срока г-на Трампа. В то время Стивен Мнучин и Гэри Кон, выпускники Уолл-стрит, работавшие во главе Казначейства и Национального экономического совета соответственно, возглавили громкую кампанию за остановку или ослабление тарифов, предложенных Дональдом Трампом. Соответствующая позиция была связана со страхами рецессии и ответными мерами. Во время первого президентского срока Дональда Трампа упомянутые обсуждения длились более года. Затем администрация президента объявила о своих намерениях ввести тарифы в рамках расследования национальной безопасности.
Повторные заявления о том, что Дональд Трамп может пересмотреть свои тарифные намерения, сложно оценить с точки зрения реализма. Вероятность таких действий не равна нулю. В данном случае аргументация представляет собой своего рода политическую логику. При этом на уровне официальной риторики Дональд Трамп демонстрирует то, что можно охарактеризовать как однозначную решимость в отношении реализации тарифной угрозы. По этой причине наиболее корректно оценивать пересмотр планов как перспективу в формате 50/50.
Автор Сергей Михайлов
Источник payspaceworld.com