Глобальная экономика продолжает демонстрировать устойчивость, несмотря на усиление протекционистских мер и торговой напряженности, вызванных действиями администрации США. Об этом заявила управляющий директор Международного валютного фонда (МВФ, IMF) Кристалина Георгиева в интервью Reuters NEXT,сообщает finversia.ru.
Фото:depositphotos.com
По её словам, хотя тарифная политика президента США Дональда Трампа создаёт значительную неопределённость и подрывает доверие инвесторов, в ближайшей перспективе это не приведёт к рецессии. Однако МВФ готовится к небольшому снижению прогнозов в своём очередном обзоре мировой экономики.
С момента возвращения в Белый дом в январе Дональд Трамп (Donald Trump) активизировал торговые ограничения, введя 20%-ные пошлины на все товары из Китая, а также объявив о планах ввести 25%-ные тарифы в отношении Канады, Мексики и европейских автопроизводителей. Дополнительные пошлины на сталь и алюминий уже вызвали волну критики со стороны торговых партнёров. Эти шаги, по мнению Георгиевой, пока не оказывают «драматического воздействия» на мировую экономику, но формируют тревожный фон. Непредсказуемость введения новых мер привела к падению основных фондовых индексов США почти на 10% с середины февраля, что отражает опасения инвесторов относительно замедления роста или даже рецессии.
«Чем скорее появится ясность, тем лучше, потому что, как показывают наши исследования, чем дольше сохраняется неопределённость, тем сильнее её негативное влияние на экономический рост», — подчеркнула Кристалина Георгиева (Kristalina Georgieva). Она призвала к скорейшему прояснению стратегии США, поскольку затянувшаяся неопределённость, согласно исследованиям МВФ, способна негативно повлиять на динамику ВВП.
В январе МВФ немного повысил прогноз глобального роста на 2025 год — до 3,3% против предыдущих 3,2%. Основной вклад в эту коррекцию внесли США, где ожидания улучшились на 0,5 процентных пункта — до 2,7%. Однако в апреле, во время весенних встреч в Вашингтоне, фонд планирует опубликовать обновлённые данные, которые, вероятно, покажут небольшое снижение оценок. Причина — ослабление потребительского и инвестиционного доверия, фиксируемое в высокочастотных индикаторах.
Глава МВФ отметила, что мировая экономика всё ещё восстанавливается после пандемии COVID-19, но многие страны исчерпали фискальные и монетарные резервы, а высокий уровень госдолга ограничивает их способность реагировать на новые кризисы. Замедление дезинфляции или изменение траектории снижения процентных ставок может осложнить рефинансирование долгов, особенно для развивающихся рынков.
США, несмотря на торговые конфликты, сохраняют относительно стабильные перспективы. По оценкам МВФ, влияние тарифов на американскую экономику будет «незначительным», а общий рост останется на приемлемом уровне. В Европе ситуация может улучшиться благодаря увеличению оборонных расходов и решению Германии отказаться от «долгового тормоза» — механизма, ограничивающего бюджетный дефицит. Георгиева назвала этот инструмент «самонанесённой раной», поскольку он сдерживал инвестиции в инфраструктуру и социальные программы.
Китай, столкнувшийся с замедлением внутреннего спроса, получил рекомендации активизировать меры стимулирования потребления. МВФ призывает Пекин эффективнее использовать имеющиеся рычаги, чтобы избежать зависимости от экспорта и инвестиций.
Несмотря на рост протекционизма, объёмы международной торговли продолжают увеличиваться, хотя её структура меняется. Сектор услуг демонстрирует более высокие темпы роста по сравнению с товарным оборотом, а малые и средние страны активно наращивают сотрудничество друг с другом. По словам Георгиевой, это «светлая сторона» текущих потрясений — государства фокусируются на внутренних реформах и укреплении устойчивости к внешним шокам.
Вопрос приверженности США многосторонним институтам, включая МВФ, остаётся актуальным на фоне выхода Вашингтона из Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, WHO) и других подобных инициатив. Однако встреча Георгиевой с новым министром финансов США Скоттом Бессентом (Scott Bessent), по её словам, прошла конструктивно. Бессент, как отметила управляющий директор МВФ, осознаёт роль фонда как «кредитора последней инстанции» и понимает выгоды для США. За последние два года американская экономика получила $3,2 млрд дохода от размещения ресурсов в МВФ, который Георгиева сравнила со «сберегательным счётом».
Георгиева отметила, что МВФ, в свою очередь, высоко ценит США, поскольку это крупнейшая экономика мира и безусловно крупнейший акционер Фонда с долей в 17,4%. «А ещё Соединённые Штаты - наш дом. Здесь мы живём. Здесь ходят в школу дети моих сотрудников», - добавила она.
Автор Игорь Черненков
Источник finversia.ru