Центр развития цифровой экономики рассказывает о преимуществах маркировки для производителей и потребителей.
Как защитить отечественных производителей от недобросовестной конкуренции и вывести из тени "серый" бизнес? В Казахстане эту цель планируют достичь с помощью внедрения цифровой маркировки товаров. Какую пользу можно извлечь всем участникам рынка – об этом рассказал управляющий директор Центра развития цифровой экономики АО "Казахтелеком" Нуржан Баекеев.
Нуржан Байказакович, прошёл год с небольшим после введения обязательной цифровой маркировки табачных изделий. Вспомните, как отнеслись компании к нововведению?
– Как и любое новшество в любой товарной группе, нововведения с целью регулирования и "обеления" со стороны государства воспринимается рынком с долей сомнений. Табачная отрасль – не исключение. Маркировка (в международной терминологии track and trace) – это не что-то новое или исключительно казахстанское. Она используется во всём мире, в том числе в отношении подакцизных товаров.
С самого начала мы работали с табачными компаниями, отрабатывали все вопросы и процессы совместно с госорганами. Стояла задача – подготовить отрасль, производство к новым правилам работы. Для этого проводился изначально пилотный проект.
Табачная индустрия – это высокопоточные производства с большими объёмами. Основное отличие от других товарных групп – лазерное нанесение кода маркировки на каждую пачку. С 1 октября 2020 года вся табачная продукция в Казахстане выпускается с Data Matrix. Это реализовано и успешно функционирует.
Какие итоги вы можете подвести после введения? Насколько удалось вывести рынок табачных изделий из "серой" зоны?
– Как я уже говорил, от пилотного проекта и введения цифровой маркировки до сегодняшнего дня мы находимся в непосредственном контакте с нашими партнёрами. Из крупных игроков – это четыре производителя, два импортёра плюс дистрибьюторы. Проект не функционирует в одностороннем порядке – ввели маркировку, а дальше производители работают самостоятельно. Это не так. Еженедельно получаем обратную связь, в случае рекомендаций, пожеланий или нареканий в работе системы отрабатываем запрос. Также мы рекомендуем бизнесу использовать все преимущества маркировки при ведении бизнеса.
Кроме того, как известно, сейчас на всех сигаретах есть акцизная марка, нанесение каждой стоит почти 0,5 тенге. Бизнес вышел с инициативой об отказе от акциза. Акцизный налог остаётся, а применение наклейки в будущем будет отменено, так как на товаре уже есть код маркировки, необходимости в двойном учёте нет. Это уже экономия для бизнеса – полтенге с каждой пачки.
Сейчас подводятся итоги года, необходимо сверить наши данные с данными Комитета госдоходов. Но уже очевидно, что эффект превзошёл наши ожидания – выше прогнозных индексов, которые на момент старта составляли 2-3%. Маркировка позволила нам показать реальный объём рынка, который мы предоставим после сверки данных.
Как производители обуви восприняли нововведение?
– С их стороны препятствий не было. Это как раз тот инструмент, который уравняет позиции на рынке в сравнении с нелегальным товаром из Китая и Турции.
Продукция казахстанских производителей не уступает импортной: актуальные формы, модные фасоны, качественные материалы, современные технологии и оборудование. Но она не может быть конкурентной при себестоимости 13-15 тысяч тенге, когда на рынке присутствует нелегальная продукция, которая заведомо дешевле на 20-25%. Казахстанский производитель платит налоги, а недобросовестный бизнес – нет. При таких условиях наши производства покрывают всего 7% местного потребления. При этом маркировка для казахстанских производителей не является затратной, оборудование для нанесения кода Data Matrix на обувь существенно дешевле, чем для высокопоточных линий. Достаточно принтера за 200 тысяч тенге и пару аппликаторов.
Тем не менее, есть и противники цифровой маркировки…
– По моему мнению, выступают против не производители, а импортёры и местные реализаторы.
Цифровая маркировка – не прихоть оператора, а актуальная необходимость. Это международный проект. Казахстан ратифицировал международные соглашения с намерением бороться с нелегальным рынком. На примере обуви – по официальным данным, 48,5% продукции находится в тени. Закрывать на это глаза точно не стоит.
Все вопросы решаемы. К примеру, китайские фабрики, которые поставляют продукцию в Россию, уже давно маркируют обувь. Можно договориться о маркировке на производстве, не получается это сделать – мы предусмотрели схему нанесения кодов на таможенных складах при ввозе из других стран. Большой объём импортёров уже пользуется такой механикой.
Напомню, маркировка обуви начиналась также с пилотного проекта. В течение года отрабатывался механизм с 30-40 участниками рынка. Изначальный срок введения маркировки обуви был назначен на июль 2021 года. С учётом предложений бизнеса было дано ещё пять месяцев на подготовку.
Мы совместно с госорганами провели большую разъяснительную работу: материалы в СМИ, более 60 вебинаров, объезжали торговые рынки, трижды делали смс-рассылку по базе 30 тысяч участников рынка с уведомлением, говорили о том, что нужно предусмотреть, как зарегистрироваться в системе и так далее. Да, часть оказалась не готова, и их мнение мы не можем не учитывать. С теми, у кого есть вопросы и замечания, мы проводим отдельные встречи. Например, недавно в СКО выслушали предложения, пытаемся выработать решение. Собираемся посетить и другие регионы, встретиться с бизнесом.
По цифровой маркировке молочной продукции какой сейчас статус?
– Проект отправлен на доработку. Отказаться от него совсем мы не можем, потому что решение о маркировке молочной продукции Казахстана принято на уровне ЕАЭС. Страна оставляет за собой право определить сроки. В любом случае товар, который отправляется в Беларусь или РФ, однозначно должен быть промаркирован. Аналогично с импортируемой продукцией – на прилавках уже присутствует маркированная продукция российских или белорусских производителей, проверить которую можно через специальное приложение. В случае, если правительство пересмотрит сроки, будем прорабатывать этот вопрос опять. Пилот мы завершили, подытожили, рекомендации свои как оператор передали, дальше уже решение за государством. Вопрос будет рассматриваться в следующем году.
В любом случае в законодательстве предусмотрена этапность при вводе обязательной маркировки, мнение бизнеса всегда учитывается. Это не будет одномоментно и "завтра".
Изучаете ли вы рынки соседних стран, где уже введена маркировка товаров? Как там процесс влияет на рынок?
– Да. Изучая рынки России и Беларуси, мы не выявили существенного подорожания продукции после внедрения маркировки. Более того, например, на ряде белорусских предприятий внедрение маркировки привело к пересмотру бизнес-процессов и местами к сокращению расходов. Бизнес оптимизирует учёт, эффективнее планирует спрос.
Думаю, учитывая все преимущества маркировки товаров, можно внедрить нововведения безболезненно и с наименьшими затратами. На рынке представлено множество решений – мы рассматривали различные виды оборудования и типы нанесения кодов. Мы не бежим впереди рынка, оглядываемся на опыт российских и белорусских коллег, делаем выводы и даём рекомендации, отбираем лучшие практики и на каждом этапе отслеживаем их.
Речь идёт о крупных производителях? Частная сыроварня или фермерское хозяйство должны будут маркировать свою продукцию?
– Маркировка касается только производителей готовой продукции в упаковке в том или ином виде. Крестьянские хозяйства, которые реализуют продукцию на ярмарках или как сырьё на фабрики, освобождены от этого.
Что нас ожидает в 2022 году – в маркировке алкогольной продукции, лекарственных средств и товаров лёгкой промышленности?
– По алкоголю – ждём решения госорганов. Маркировка лекарственных средств стартует с 1 июля, в лёгкой промышленности – чуть позже. Сейчас завершаем пилотный проект, подводим итоги.
Становится ли легче доносить до производителей правильное восприятие Data Matrix на примерах уже внедрённых проектов?
– Сейчас мы вначале пути, формируется правильное понимание процесса, рынок привыкает. Это вопрос времени. Мы рекомендуем воспринимать маркировку как возможность оцифровки бизнеса. Те компании, которые заинтересованы в маркировке, получают эффекты: перестраивают свои процессы, улучшают и оптимизируют логистические цепочки.
Ещё один ожидаемый эффект – общественный контроль. Через мобильное приложение Naqty Onim каждый из нас сможет сканировать товар и получить достоверную информацию о нём. Для бизнеса также работает круглосуточная горячая линия 8 800 080 65 65 по вопросам цифровой маркировки.
Автор Анна Коровина
Источник informburo.kz