По данным Swiss Re Institute, общий уровень дезинфляции индекса потребительских цен (ИПЦ) замедлится в ближайшие месяцы, но самым большим препятствием будет инфляция услуг, поскольку она будет снижаться еще более медленными темпами или даже ускоряться. Это напрямую отразится на цсловиях страхового рынка , сообщает allinsurance.kz .
«Несмотря на быстрый рост процентных ставок за последний год, центральные банки все еще далеки от достижения своих целей по инфляции. Мы видим постоянное ценовое давление, препятствующее снижению ставок в этом году, а инфляция услуг является самым большим препятствием для дезинфляции», — говорят аналитики.
Они добавляют: «Жесткий рынок страхования, вероятно, продолжится, поскольку затраты на претензии также останутся повышенными; нестабильная среда доходности потребует дисциплины в управлении балансом».
Глобальные перспективы дезинфляции зависят в первую очередь от сектора услуг, который выделил Swiss Re Institute. Это повлияет на страховщиков личных линий из-за высоких требований о телесных повреждениях.
В США инфляция базового ИПЦ на товары достигла своего пика на уровне 12,4% в феврале 2022 года и с тех пор снизилась до 2,1% в апреле 2023 года. Хотя дезинфляционное воздействие от улучшения цепочки поставок и базовых эффектов исчезнет, а инфляция на товары может снова ускориться, основные товары компенсируют лишь 21% корзины ИПЦ США по сравнению с долей основных услуг в 58%.
Аналитики ожидают, что базовая инфляция в сфере услуг в США снизится с 6,8% в настоящее время до все еще высокого уровня 5,2% к концу года, что увеличит общую инфляцию на 3,0 процентных пункта.
Аналитики Swiss Re Institute отмечают, что основная часть дезинфляции услуг будет вызвана отставанием цен на жилье, но ценовое давление в сегментах, не связанных с жильем, вряд ли будет устойчиво снижаться, пока рост заработной платы не замедлится с нынешних 5% до 3,5% в годовом исчислении, что соответствует 2 % инфляции.
В еврозоне аналитики ожидают, что дезинфляционная траектория основных мер окажется более неглубокой. Жесткие рынки труда поддерживают переговорные позиции рабочих и профсоюзов, но, в отличие от США, контракты о заработной плате заключаются в виде многолетних соглашений, а это означает, что отставание в реальной заработной плате длится дольше.
Урегулирование заработной платы в государственном секторе может стать высоким ориентиром для последующих переговоров о заработной плате в других секторах (например, в Германии, где часть государственного сектора договорилась о повышении на 5,5% после забастовок).
Согласно отчету, это создает основу для продолжительной дезинфляции, одновременно рискуя сбросить якорь с инфляционных ожиданий.
Аналитики отмечают, что другие центральные банки предлагают шаблон того, как слишком медленная дезинфляция из-за слишком высокой инфляции означает, что «пауза» в отношении изменения ставки в сторону повышения может быть просто «пропуском».
В отчете говорится: «Резервный банк Австралии (РБА) сделал паузу в апреле после повышения учетной ставки на предыдущих 10 заседаниях. Но это удивило рынки, поскольку ужесточение возобновилось с повышением на 25 базисных пунктов в мае и июне, при этом РБА сослался на устойчивую инфляцию цен на услуги и рост цен на жилье.
«Рост заработной платы начал ускоряться, что указывает на «изогнутую» кривую Филлипса при рекордно низком уровне безработицы. В июне управляющий РБА Лоу признал, что инфляция достигла своего пика, но все еще необходимо дальнейшее ужесточение, чтобы подать сигнал о том, что процентные ставки будут достаточно высокими в течение достаточно долгого времени, чтобы предотвратить новое повышение ценового давления».
В начале июня Банк Канады сделал то же самое, он повысил учетную ставку на 25 базисных пунктов после двух последовательных «пропусков», выразив обеспокоенность тем, что инфляция ИПЦ может застрять выше целевого уровня 2%, подчеркивается в отчете.
Аналитики заявили, что путь дезинфляции быстрее, чем всплеск инфляции 1970-х годов, который сопровождался спиралью заработной платы и цен. Шоки со стороны предложения (в основном сырьевые товары), являющиеся основной причиной сегодняшней инфляции, обычно имеют асимметричный перенос: более быстрый и полный на пути вверх, чем на пути вниз.
Однако, учитывая продолжающуюся напряженность на рынке труда и отставание в росте реальной заработной платы в конце цикла, текущий цикл отличается, подчеркивают аналитики в отчете. Оба фактора лежат в основе продолжающегося укрепления совокупного спроса.
«Неизвестно, насколько устойчивой будет инфляция. Но риск того, что это может быть более продолжительным трендом, является одной из причин, по которой мы не ожидаем, что ФРС или Европейский центральный банк (ЕЦБ) начнут снижать процентные ставки как минимум до 1 квартала 2024 года (скорость и масштабы снижения также крайне неопределенны)». — заключили аналитики.
Они добавляют: «В нашем базовом сценарии рецессия в США во 2полугодии 2023 года не окажется достаточно серьезной, чтобы вызвать прямую дефляцию, предполагая, что учетные ставки, возможно, придется снижать лишь постепенно, чтобы гарантировать сохранение дезинфляционного давления достаточно долго для достижения целей центрального банка.
«Мы видим, что баланс рисков немного выше для ЕЦБ: вопрос менее направленный, но пока не понятно насколько более высокими будут ставки. Для страховщиков более высокие ставки поддерживают доходность инвестиций, хотя то, что может быть нестабильной средой доходности, потребует тщательного управления балансом».
Источник аllinsurance.kz