9 апреля Мажилис одобрил в первом чтении проект нового Налогового кодекса, сообщает uchet.kz.

Несмотря на заявленные цели по улучшению налоговой системы, многие положения вызвали обеспокоенность бизнес-сообщества. Среди нововведений больше не смягчающих, а ужесточающих норм.

  • Ставка НДС увеличивается — изначально рассматривалась ставка в 20%, но после слов Президента Токаева, что данная ставка завышена, остановились на 16%.
  • Порог регистрации по НДС — предлагалось снизить его с 78 до 15 млн тенге, но в результате обсуждений с депутатами и экспертами компромиссом стал уровень в 40 млн тенге.
  • НДС для застройщиков повлияет на стоимость жилья.
  • Освобождение от НДС предусмотрено для социально значимых продуктов питания, книгоиздания и услуг в сфере археологии. Также будет сформирован специальный перечень медикаментов, не облагаемых НДС. Платные медицинские услуги обложат 10% НДС, что приведет к удорожанию этих услуг для населения.
  • Ставка КПН составит 25% для банковского и игорного секторов, 10% — для финансового лизинга. В социальной сфере, включая образование и медицину, ставка будет вводиться поэтапно: 5% с 2026 года и 10% с 2027 года. Для сельхозтоваропроизводителей сохранится ставка КПН 3%.
  • В рамках специального налогового режима (СНР) на основе упрощенной декларации сохранён лимит по доходу в 2,4 млрд тенге и отменено ограничение по численности работников. Вместо ранее предлагавшегося разрешительного перечня из 40 ОКЭД, вводится "запретительный" — применять режим можно будет для всех видов деятельности, не включенных в список запретов.
  • Базовый налоговый вычет для работников предлагается повысить с 14 до 30 МРП — с 55 до 118 тысяч тенге. Это поможет снизить налогооблагаемую часть заработка. Однако в целом нагрузка на фонд оплаты труда по-прежнему достигает 42%, и эта проблема осталась без должного внимания. Для автомобилей старше 10 лет налог снижается на 30%, старше 20 лет — на 50%.
  • Безусловно, есть и позитивные решения. Например, сохранение многих преимуществ упрощенного режима позволит магазинам у дома, парикмахерским, мастерским и другим предприятиям, ориентированным на обслуживание физических лиц (B2C), не быть плательщиками НДС. Правда, работать с другими юридическими лицами (B2B) можно будет только в рамках СНР.

При этом налогоплательщики на общеустановленном режиме (ОУР) не смогут поставить на вычет расходы по товарам и услугам, приобретённым у тех, кто работает на СНР. Предприятия столкнутся с необходимостью отфильтровывать своих покупателей и бизнес-партнеров.

Разработчики утверждают, что предлагаемые меры по увеличению налогового бремени призваны восполнить бюджет. Однако, по прогнозам экспертов, это даст лишь кратковременный эффект.

Повышенная административная нагрузка и рост налогов могут спровоцировать уход в тень или закрытие малых предприятий. Сократится сама база для сбора налогов. Существенная часть занятых в самообеспечивающем малом бизнесе перейдет в дотационный сектор, что создаст еще большую нагрузку на государственный бюджет.

Снижение порога по НДС с почти 80 млн до 40 млн увеличит финансовую и административную нагрузку на бизнес. Уже не говоря о том, что потребуется время на подготовку десятков тысяч бухгалтеров для ведения бухгалтерского и налогового учета новых плательщиков НДС, выпуска ЭСФ в информационных системах, регулярного представления отчетности по этому сложному виду налога. В свою очередь подразделения фискальных органов будут перегружены возрастающими объемами налогового администрирования.

Повышение НДС может повлечь скачок цен, разгон инфляции и снижение покупательской способности граждан. Первыми, опять же, пострадают социально незащищенные слои населения.

Бизнес надеется, что ко второму чтению все-таки будут учтены предложения предпринимательского сообщества и экспертов. Среди приоритетов — отмена налога на дивиденды для привлечения инвестиций, снижение нагрузки на фонд оплаты труда, которая, по разным оценкам, уже превышает 42%. Также необходимо разрешить компаниям на ОУР отнесение на вычет B2B-расходов по приобретению товаров и услуг у предпринимателей, работающим на СНР.

Вместо повышения НДС, в котором бизнес не видит необходимости, Казахстан мог бы сделать смелый шаг — отказаться от устаревшей модели и стать первой страной в СНГ, внедрившей собственную уникальную систему налогообложения. Систему, которая не отпугивает, а, напротив, привлекает предпринимателей, инвесторов и специалистов. Систему, которая становится конкурентным преимуществом, а не барьером. Важно не упустить шанс на формирование созидательной модели налогообложения, стимулирующей развитие бизнеса и экономики Казахстана.

Источник uchet.kz