В 2019 планируется введение изменений в законодательство о банкротстве. Согласно планируемым новеллам, лицо, контролирующее компанию, может быть привлечено к субсидиарной ответственности за её долги. В чём же новелла, ведь директора и ранее в определённых случаях привлекали к такой ответственности? Дело в том, что под контролирующим лицом понимается не директор, а так называемый бенефициар

Фото: Depositphotos.com/DesignPicsInc

По действующей редакции закона к субсидиарной ответственности можно привлечь лишь участника (учредителя) компании и/или её должностное лицо (руководитель, главный бухгалтер и их заместители). Но вносимые изменения расширяют этот перечень. Разберём подробнее, кто находится в зоне риска.

Контролирующее лицо банкрота

Добавление возможности привлечения к ответственности контролирующих лиц должника можно назвать прорывом для Казахстана. Во многих странах «piercing the Corporate veil», или «снятиекорпоративной вуали», уже давно активно используется, в том числе и в России (с 2012).

Как правило, крупный бизнес для целей облегчения управления и уменьшения налоговых и иных рисков строит свою деятельность путём создания группы взаимосвязанных компаний. Однако при злоупотреблении подобной моделью некоторые компании используются лишь в целях сосредоточения долгов.

В итоге весь удар кредиторов приходится именно на такие компании, в которых имущества нет никакого, а, следовательно, и взыскивать нечего. В нашей правовой действительности кредитор практически ничего сделать больше не может, но в зарубежных странах он имеет возможность «снять корпоративную вуаль» и найти контролирующее лицо должника, а затем, если тот злоупотреблял корпоративной моделью и его действия довели компанию до банкротства, привлечь его к субсидиарной ответственности.

В целом следует понимать, что механизм «снятия корпоративной вуали» является исключением из общеустановленного правила, согласно которому собственники компании не несут ответственность за её долги. Поэтому в зарубежной практике «снятие корпоративной вуали» происходит в исключительных случаях, когда её собственники злоупотребляют корпоративной моделью, как в вышеуказанном примере, при сосредоточении всех долгов группы компаний лишь на одной.

В России практика применения «снятия корпоративной вуали» берёт свое начало в 2012. В одном из первых дел Высший арбитражный суд посчитал, что иностранные банки Parex Banka и Citadele Banka осуществляют на территории России банковскую деятельность, хотя в числе участников местных компаний иностранных банков и даже их аффилированных лиц не было. Российский суд, несмотря на отсутствие прямой или иной формальной связи между иностранными банками, ввиду фактических обстоятельств, таких как общее наименование, наличие связывающей информации на сайте, признал и тем самым «снял корпоративную вуаль», определив истинного владельца местных банков.

Как мы видим, зарубежная практика влияет и на нашего законодателя. Согласно планируемым изменениям в закон РК «О реабилитации и банкротстве», контролирующим лицом банкрота может быть признано физическое лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года до возбуждения дела о банкротстве возможность определять действия банкрота, включая совершение сделок, и определять их условия.

Норма в предложенной законодателем редакции вызывает некоторые вопросы.

Вопрос 1. Почему контролирующим лицом может быть только физическое лицо?

Законопроект ограничивает субъектный состав контролирующих лиц физическим лицом, т.е. юридическое лицо не может быть контролирующим лицом, соответственно, к ответственности привлечь его мы не сможем.

 Такой подход нашего законодателя основывается на том, что предлагаемая схема снятия корпоративной вуали предусматривает сперва привлечение контролирующего лица к административной или уголовной ответственности, а, как известно, юридические лица не являются субъектами уголовного права и потому они не включены в список контролирующих лиц.

Тем не менее такой подход видится сомнительным, так как контролировать банкрота может цепочка компаний, в том числе находящихся в офшорной зоне, бенефициар которых может быть неизвестен.

Контролирующее и иные лица могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности за причинение имущественного ущерба кредиторам путём обмана или злоупотребления их доверием. Для лучшего понимания настоящего состава разберём его на следующие вопросы.

Кто: (i) учредитель (участник), (ii) должностное лицо или (iii) контролирующее лицо.

Что сделал: (i) уничтожил имущество, (ii) подарил имущество, (iii) сокрыл имущество.

Каким образом: (i) путём обмана или (ii) злоупотребления доверием кредитора.

В чьих интересах: (i) в личных интересах или (ii) интересах иных лиц.

Последствия: причинение ущерба кредитору.

Отличие административной от уголовной ответственности по вышеуказанному составу заключается лишь в сумме ущерба, причинённого кредиторам.

  • Физическим лицам до 2 000 МРП – административная ответственность, а выше уголовная;

  • Юридическим лицам до 10 000 МРП – административная ответственность, а выше уголовная.

После того как лицо признают виновным в совершении административного или уголовного правонарушения, можно будет поднимать вопрос о привлечении его к гражданской, а именно к субсидиарной ответственности и взыскивать с него недостающую сумму.

Вопрос 2. Какие могут быть последствия, если юридическое лицо передаст свое право требования физическому лицу?

В предлагаемой редакции закона, как было указано выше, наличие суммы долга перед компаниями до 10 000 МРП влечёт лишь административную ответственность. Но непонятно, возникает ли уголовная ответственность у должника, если компания передаст свое право требования долга физическому лицу, у которого порог привлечения должника к уголовной ответственности ниже и составляет 2000 МРП?

На данный момент однозначного ответа нет. Надеемся, что законодатель рассмотрит данный вопрос и разрешит его до принятия законопроекта.

Вопрос 3. Каким образом будет оцениваться «возможность определять действия» банкрота?

Понятие «возможность определять действия» является оценочным. Поэтому при применении данной нормы наверняка возникнут вопросы. К примеру, должна ли быть данная «возможность определять действия» закреплена где-то в документах компании или это необязательно?

Полагаю, что многое будет зависеть от того, кто будет являться кредитором и контролирующим лицом должника. Возможно, что оценочное понятие «возможность определять действия» банкрота может повлечь неблагоприятные последствия для многих.

Так, не исключаю, что бухгалтер, юрист или иной сотрудник, предоставивший своё мнение по вопросу заключения договора с контрагентом, может быть признан судом контролирующим лицом, имевшим «возможность определять действия» банкрота. Логика будет простой, ведь бухгалтер или юрист настоял на заключении сделки с принятыми условиями, руководство банкрота приняло их, а, следовательно, именно он повлиял на их решение.

Конечно же, идея законодателя строится не на приведенной логике и является очевидной - привлечь действительно контролирующих лиц к ответственности. Но какова будет практика применения данной нормы судами, пока не известно.

Предварительные выводы о законопроекте

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы о предлагаемых поправках в закон.

  • Вносимые изменения могут благоприятно повлиять на имущественный оборот, а должники и контролирующие их лица задумаются, прежде чем предпринимать сомнительные действия в отношении деятельности компании.

  • Либо же работников компаний, включая тех, кто абсолютно не контролирует деятельность компаний-должников, могут ждать печальные последствия поправок и вероятность привлечения к ответственности.

Можно делать разные предположения о том, как будут на деле применяться данные поправки, но всё расставит на свои места судебная практика.

Алиби Акылас, юридический консультант департамента налогов и права «Делойт» в Каспийском регионе

 

Источник forbes.kz