Как будет формироваться новая экономическая политика и к чему это приведёт.

Асет Иргалиев назначен председателем Агентства по стратегическому  планированию и реформам РК

Последние два года сделали очевидным излишнюю подверженность экономики Казахстана внешним воздействиям. О необходимости глобальной перестройки экономики заявил в своем Послании президент страны Касым-Жомарт Токаев. Какой будет эта реформа, в интервью Informburo.kz рассказал председатель Агентства по стратегическому планированию и реформам Асет Иргалиев.

Асет Арманович, различных "новых курсов" мы уже видели много. С результатами оказалось сложнее. Сейчас поручения вновь прозвучали. В каком направлении будем двигаться в этот раз?

– Я не разделяю ваш скепсис насчёт "новых курсов". Кризисы бьют по всем странам, интегрированным в мировые рынки. Конечно, выходят из этих кризисов все с разными потерями.

Если смотреть на нашу внутреннюю ситуацию, то за годы независимости у нас была сформирована структура экономики с низкой вовлечённостью населения и бизнеса.

Приоритетной задачей на заре независимости для нас был переход от плановой экономики к рыночной. Это удалось сделать, в стране сформировался новый класс отечественного предпринимательства, были привлечены иностранные инвесторы в добывающие отрасли и финансовый сектор. Приток средств позволил нам осуществлять контрцикличную макроэкономическую политику и сформировать основы социально ориентированного государства.

Но, да, при этом начался возврат государства в экономику с усилением регуляторных инструментов и созданием крупных государственных холдингов. Увы, это породило "фаворитизм" и ограниченный доступ к ключевым активам, что негативно повлияло на предпринимательскую активность и вызвало значительные рыночные искажения.

Нужно признать, что нынешняя структура экономики не в состоянии генерировать устойчивый и инклюзивный экономический рост.

При этом нынешние глобальные тренды накладывают новые ограничения. Сырьевая модель экономики, какая была все эти годы, уже неактуальна, а ставший привычным способ сохранения общественного консенсуса и поддержания доходов населения за счёт роста социальных расходов государственного бюджета и использования средств Национального фонда исчерпал себя.

Поэтому нам необходима кардинальная и оперативная перестройка институциональной и экономической системы Казахстана.

  Что и как будем перестраивать на этот раз?

– Суть новой политики – создание и развитие рыночной экономики с социальной направленностью. Так что перестраивать придётся практически всё.

Сырьевые доходы нам помогли встать на ноги, но мы не можем полностью зависеть от цен на мировых рынках на нефть и металлы и жить только ожиданиями благоприятных периодов и высоких цен. Да, пока что нас спасает Нацфонд, но так не может продолжаться бесконечно.

В устойчивой экономике выгодополучателями являются все – население, бизнес, государство. Поэтому все реформы должны обеспечить долговременный и устойчивый рост их реальных доходов и качества жизни.

Доходы всех групп населения должны расти по мере роста экономики. Это непреложная аксиома, которая станет основой принятия решений госаппаратом.

Государство должно сосредоточиться на создании инклюзивных институтов и предоставлении общественных благ. Реформы должны быть сфокусированы на человеческом капитале, институтах и инфраструктуре.

Нам нужен новый формат общественного договора, который будет предусматривать обязательства государства защищать интересы всех своих граждан, без исключений и приоритетных групп. Государство должно фокусироваться на установлении и соблюдении правил, а также совершенствовании условий, консолидирующих общество и направляющих его на активную деятельность.

Бизнес, в особенности крупный, который извлёк максимум выгоды от ресурсов страны, должен взять на себя ответственность по диверсификации экономики.

 Диверсификация экономики у нас тоже была, и не очень продуктивная. Почему сейчас должно получиться?

– Если мы хотим развиваться дальше как самостоятельное государство, у нас нет иного выхода.

Да, сейчас сырьевые товары в стоимостном выражении составляют 70% из общего объёма экспорта, и одномоментно мы это не изменим.

И в целом такие реформы не могут происходить быстро. Давайте прямо скажем: реформы – это не мгновенный результат, и это болезненный процесс.

Мы можем сейчас сделать серию быстрых побед, что не раз было раньше, но надо понимать, что эти победы в дальнейшем обернутся большими проблемами, если не закрепить их системными реформами. Диверсификация экономики требует времени и привлечения значительных инвестиций в несырьевой сектор. Важно, что эти инвестиции должны быть частными, что особенно трудно именно сейчас, когда в мире царит неопределённость.

Задача государства – создать благоприятные условия для интенсивной диверсификации. Для этого нужно пересмотреть систему институтов индустриализации, меры и механизмы предоставления государственной поддержки.

Государство должно инвестировать в создание современной производственной инфраструктуры, её в стране объективно не хватает. Подключение к электроэнергии и другим сетям стало солидным источником коррупционной ренты. Для развития бизнеса в стране должны быть созданы удобные и доступные промышленные зоны, оснащённые электроэнергией, теплом, водой, подъездными путями, и там, где это возможно, газом.

При строительстве и модернизации инфраструктуры необходимо учесть международный опыт, в том числе привлечение частных инвестиций и использование механизма ГЧП.

Нужно пересмотреть политику в области регулирования специальных экономических и индустриальных зон, сделать их привлекательными для частных инвестиций, а не "галочкой" для отчёта акима.

Отказаться от сырья мы не можем. Но в наших силах расширить минерально-сырьевую базу, обеспечить глубокую переработку, а не только первый передел. Соответственно, привлечение иностранных инвестиций должно быть направлено на технологический трансферт, заимствование новых технологий и ноу-хау. Например, цветная металлургия 4-го и 5-го передела, редкоземельные металлы, комплексная переработка минерального сырья –

Спрос на продукцию этих отраслей в долгосрочной перспективе будет расти на фоне стремительного развития новых технологий (электроавтомобили, энергоэффективное оборудование, в том числе ВИЭ, робототехника).

Не менее важно развитие нефте- и газохимии, именно с глубокой переработкой и готовой продукцией. К примеру, в самой основе производства шприцев – нефть и металл. У нас это всё есть, но при этом шприцы мы в огромном количестве импортируем. Хотя только внутреннее их потребление исчисляется миллионами штук в год.

Для развития новых технологий требуются специалисты – тоже новые. И где их брать, если наше образование не выдерживает никакой критики, подготовка кадров слабая и оторванная от реальности?

– И вновь скажу: не всё настолько плохо, но, конечно, есть над чем работать. Человеческий капитал – это основа современной экономики любого государства. И это приоритетная задача государства – создать условия для развития человеческого капитала.

Сегодня у нас большое количество молодёжи категории NEET – молодых людей, которые не учатся, не работают и не повышают свою квалификацию. В то же время образованное молодое поколение в большинстве своем предпочитает работать в международных организациях: согласно последним опросам, их доля превышает 40%. При этом порядка 10% рассматривают возможность работы в бизнесе и на государственной службе.

На решение социальных проблем ежегодно государство тратит огромные деньги. Например, в 2021 году 49% расходов республиканского бюджета составили именно расходы на социальный сектор.

Проблема есть. И нам необходимо развивать систему подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям. Это целый комплекс задач – по сокращению разрывов в качестве образования, развитию образовательной инфраструктуры, повышению функциональной грамотности, совершенствованию подготовки преподавательского состава всех уровней образования, развитию системы раннего образования. И только образованием ограничиваться нельзя.

Мы можем повышать качество образования, но если в стране не будут эффективными инклюзивные институты, все усилия результатов не дадут – утечка мозгов продолжится. Если не будут сформированы честные правила игры, а институт защиты частной собственности не станет результативным – не появится крепкий бизнес, а значит, не будет новых рабочих мест, поступлений налогов в бюджет, не будет крепкой экономики. Людям должно быть комфортно жить в Казахстане, это главный постулат.

 Вы сами упомянули про отчёты акимов. Не секрет, что приписки есть всегда и везде. Не боитесь, что все эти меры по улучшению качества образования, созданию новых предприятий тоже уйдут именно в приписки, а реализация будет только для отчёта?

– Конечно, такие риски всегда есть. Тем более есть твёрдое убеждение, что для эффективности реализации индустриальной политики акцент необходимо смещать как раз на конвергенцию промышленного и регионального развития.

Для дальнейшей индустриализации нам необходим кластерно-территориальный подход и удлинение внутрирегиональных производственных цепочек. Условно Казахстан можно разделить на пять макрорегионов, которые различаются по отраслевым и демографическим признакам, и к каждому региону нужно применять дифференцированный подход. Если совсем просто, то нельзя, к примеру, для Мангистауской области в план закладывать производство зерновых культур.

Применение дифференцированного подхода индустриального развития обеспечит максимальную реализацию конкурентных преимуществ и потенциала регионов. В западных регионах страны акцент должен быть сделан на развитии высоких переделов в нефте- и газопереработке.

В качестве приоритетов развития северных регионов следует определить дальнейшее развитие АПК с использованием передовых технологий, развитие сельскохозяйственного машиностроения и других сопутствующих производств.

Регионы, в которых функционируют крупные металлургические предприятия, должны стать центрами развития новых переделов в металлургии.

Развитие креативной экономики и бизнес-услуг должно обеспечить становление городов Нур-Султан и Алматы центрами притяжения талантов.

Результативность и эффективность работы местных органов власти помогут оценивать сами жители. Мы предлагаем внедрить рейтинг уровня жизни населения. Не для акима, для людей.

Чтобы жители каждого региона сами оценивали, насколько изменилось качество их жизни. Стали ли доступней государственные услуги, улучшились ли дороги, связь, обучение детей в школах и доступ к медицине, насколько легко или сложно работать бизнесу и так далее.

В этом и заключается главная цель всех реформ – сделать жизнь людей комфортной.

Насколько осуществимы такие планы в текущих условиях? После двух лет ограничений малый бизнес едва держится, а ещё случились январские события плюс геополитическая ситуация. Для очередной попытки прорыва время не самое лучшее.

– Если мы будем ждать лучшего времени, рискуем никогда его не дождаться. Все эти события последних лет, с одной стороны, действительно подкосили экономики всех стран. Но с другой стороны, все наши слабые места обнажились с такой остротой, что игнорировать их уже не сможет никто, даже если кому-то очень захочется это сделать.

Конечно, никто сейчас одномоментно не предлагает пересматривать систему социальной поддержки граждан, например, резко сворачивать программы помощи. Нужны и оперативные меры, направленные на стабилизацию ситуации в стране, и тушение наиболее острых проблем в обществе.

Но при этом нужно запускать поэтапный процесс кардинального реформирования. Да, это будет нелегко, не быстро, будут ошибки и какие-то непопулярные решения. Но если мы хотим видеть свою страну развитой, мы обязаны это сделать.

Хочу подчеркнуть, что эффективная реализация реформ зависит в равной степени от участия всех групп: государства, общества и бизнеса. Несмотря на то что государство выступает инициатором стратегии, оно не может единолично отвечать за социально-экономическое развитие страны. Инвестиции осуществляются бизнесом. Они залог роста экономики и создание спроса на занятость. В результате рыночного взаимодействия потребителей и поставщиков формируются цены и качество товаров и услуг.

Только вместе, сообща, мы можем преодолеть трудности и построить процветающую страну, где все граждане имеют равные возможности для реализации своего потенциала и потенциала своих детей.

Автор Ирина Севостьянова

Источник informburo.kz