Поступления по страховым премиям и страховые выплаты в сфере обязательного страхования ГПО владельцев транспортных средств.
По итогам 11 месяцев казахстанские автолюбители отдали за обязательное страхование ГПО транспортных средств 55,4 миллиарда тенге — сразу на 22% больше, чем годом ранее. Две трети страховых премий пришлось на ТОП-5 ключевых компаний в секторе: «Евразию», «НОМАД Иншуранс», «Коммеск-Өмір», «Халык – Казахинстрах», «АСКО» и «Сентрас Иншуранс», сообщает портал Allinsurance.kzсо ссылкой на исследования службы Ranking.kz.
Напомним, с нового 2019 года, то есть буквально через несколько дней, законы в сфере обязательного автострахования изменятся. С одной стороны, рынок движется в сторону либерализации и удобства для автолюбителей. Так, с 01.01.2019 года водителей перестанут штрафовать за отсутствие «бумажной» страховки. Административная полиция будет проверять не наличие полиса, а факт наличия действующего договора обязательного страхования ответственности автовладельца через ЕСБД (единую страховую базу данных). Заметим, сам штраф за отсутствие договора по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств никто не отменял. Согласно статье 612 КоАП, он составляет 5 МРП, или более 12 тыс. тг.
Кроме того, Ассоциация страховщиков Казахстана (АСК) обращает внимание: статья 685 КоАП распространяет полномочия органов внутренних дел рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 230 КоАП. В свою очередь, статья 230 КоАП предусматривает ответственность уже в 10 МРП, или 24,1 тысячи тенге, для физических лиц за уклонение от заключения договора обязательного страхования. Кстати, помимо физлиц по этой статье штрафы налагаются и на юрлиц, и они значительно выше.
По мнению специалистов АСК, нововведение также позволит избегать фальсификаций. Поскольку факт заключения договора страхования будет проверяться полицией в единой статистической базе данных, гоняться за дешёвыми бумажками, имитирующими страховой полис, не будет смысла по двум причинам. Во-первых, бумажный полис не работает; во-вторых, страховка дешевле, чем штраф.
Впрочем, хорошая новость в том, что клиенты страховых организаций смогут в новом году заключить договоры страхования на сайтах страховых организаций, с оформлением электронного страхового полиса. Подобные продажи уже давно работают в Казахстане — это продажи авиа- и железнодорожных билетов. Страховые полисы, купленные онлайн, могут обойтись пользователям до 10% дешевле, что составит существенную экономию.
Помимо этого, отмечают в АСК, законодательство предусматривает и предоставление постпродажного сервиса в режиме онлайн, в который входят, например, подача заявлений на изменение или расторжение договоров страхования, а также онлайн-процедура урегулирования страховых случаев. По мнению специалистов Ассоциации, именно простота и доступность онлайн-сервисов по продажам и постпродажному обслуживанию будут определять решения клиентов. Такой опыт наблюдается, к примеру, в банковской сфере, а именно в удобстве пользования интернет-банкингом.
Заметим, страховые выплаты в секторе обязательного страхования ГПО автовладельцев сократились за год на 8,2%, до 19,8 млрд тг. С учётом роста числа автомобилей (+3,5% за год к ноябрю текущего года) можно сказать, что казахстанцы всё же начали водить более ответственно.