Эксперты ставят под сомнение статистические данные профильного ведомства, как и принимаемые на государственном уровне решения относительно сайги.
В начале лета вновь заговорили о приличном росте численности сайги. Одни радовались возрождению поголовья, другие переживали за посевы. Были и те, кто готовился к «сбору урожая»: срочно был опубликован проект приказа министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК о разрешении на сбор дериватов, то есть рогов погибших сайгаков. Реакция общества была настолько отрицательной и взрывной, что министерство экстренно отозвало этот проект. Все понимали: введение приказа означает по факту скрытую легализацию незаконной добычи рогов, но никак не систематизированную и управляемую утилизацию сайги, умершей естественным путем или в результате природных факторов типа засухи. Это ещё раз показало, что государственные органы не готовы к стремительному росту поголовья сайги.
Заметим: в 2021 году в стране числилось 842 тыс. голов сайги, в то время как в 2019-м — 334,4 тыс., в 2018-м — 215,1 тыс. В 2022 году, по сообщению минэкологии РК, численность достигла уже 1,3 млн. То есть по официальным данным из года в год наблюдается динамичный рост поголовья.
При этом профильное министерство не предприняло реальных шагов по разработке цельной, научно обоснованной стратегии касательно дальнейших перспектив и роста поголовья сайги. Даже причины массового падежа сайги в Бетпак-Дале в 2015 году не были досконально изучены и доведены до широкой общественности.
Как сообщает портал wfin.kz, полномасштабных исследований по сайге в постсоветское время в Казахстане в принципе не проводилось. По сути, у специалистов сектора нет каких-либо конкретных независимых исследований, только данные авиаучёта. В то же время авиаучёт проводится на средства, выделяемые уполномоченным государственным органом, и не предполагает участия широкого круга независимых экспертов. Большие вопросы вызывает и методическое качество аэровизуального учёта. В этой ситуации независимые эксперты и специалисты охотничьего хозяйства, в частности — специалисты Республиканской Ассоциации общественных объединений охотников и субъектов охотничьего хозяйства «Кансонар», подвергают большому сомнению данные о столь стремительно возросшем поголовье сайги , данные предоставлены порталом energyprom.kz.
В последнее время нередко используется тезис о вреде, наносимом сайгаками сельскому хозяйству. Тем временем ещё в прошлом году заведующий лабораторией териологии Института зоологии МОН РК Алексей Грачев заявлял, что особой конкуренции между сайгой и домашними животными не наблюдается. Источники советского периода, когда реально проводилось комплексное и последовательное изучение поведения сайги, также подтверждают, что ущерб, наносимый миграцией сайги, не столь критичен для развития сельского хозяйства.
Впрочем, такой вред и конфликт может действительно присутствовать — если создан искусственно. Например, если в условиях подобной бесконтрольности со стороны уполномоченного ведомства были незаконно захвачены территории традиционных путей миграции сайги. Всё это особенно неприятно с учётом того, что заинтересованные лица явно ждут фактической «легализации» браконьерства, а срочность отзыва приказа минэкологии РК о возможности сбора дериватов сайги говорит о том, что ситуация не контролируется, или же ведётся какая-то нечистоплотная игра.
Что касается увеличения популяции сайги, эксперты Ассоциации «Кансонар» поставили под сомнение и решили перепроверить корректность данных по росту Уральской популяции в 38,3 раза за десятилетие, со среднегодовыми темпами роста в 44,6%.
Была разработана упрощённая модель, базирующаяся на данных исследований советского периода и ряде зарубежных публикаций, описывающих различные демографические параметры развития стада сайгаков.
Изначальная численность популяции была принята соответствующей численности сайги в Уральской популяции в 2012 году. Моделирование с указанными параметрами, сохраняемыми в течение 10 лет, показало, что поголовье на конец десятого года составит 385–390 тысяч голов со среднегодовым темпом прироста в 34%. Примечательно, что данные министерства о 801 тысяче особей превышают этот расчётный показатель не на 10%–20%, а сразу более чем вдвое.
Уточним: уровень роста до почти 400 тысяч от 20 тысяч в 2012 году был спрогнозирован экспертами в условиях модели, где в течение 10 лет неблагоприятные климатические и иные факторы отсутствуют. Кроме этого, в этой модели были приняты наиболее благоприятные базовые параметры.
Есть и ещё один важный момент. Если ориентироваться на официальные данные министерства, то при расчёте среднегодового темпа роста численности сайги в трёх популяциях были получены значительно отличающиеся показатели в Уральской популяции (44,3%) против Бетпакдалинской (29,5%) и Устюртской (18,1%). Если же рассматривать среднегодовой рост с 2017 года, то цифры будут таковы: по Уральской популяции — 51,3%, по Бетпакдалинской — 51,6%, по Устюртской — 44,9%.
При этом явно выделяется из общего ряда период 2019–2021 годов: прирост за эти два года в Уральской популяции составил 151% (то есть отмечался рост сразу в 2,5 раза), в Бетпакдалинской — 156% (в 2,6 раза), в Устюртской — 103% (в 2 раза).
Из специальной литературы советского периода известно, что максимальные приросты наблюдались только после критических ситуаций, когда стадо уменьшалось на 40%–50%. В последующие годы, за счёт изученных факторов, в первую очередь — из-за характерных изменений в половозрастной структуре стада и врождённой полигамии, стадо восстанавливалось в численности в течение 1-2 сезонов. Но в дальнейшем темп годового роста всегда однозначно снижался до 30%–35%. Если взять данные о динамике численности сайги в советское время, то можно обнаружить, что максимальный разовый годовой рост составлял 38%–42%.
Еще в 2014 году канадский специалист Кент Джингфорс (Jingfors Kent) в своей работе «Устойчивое управление животным миром в Казахстане: возможности и угрозы», в рамках совместного проекта Комитета лесного хозяйства и животного мира с Программой развития ООН, очень скептически и с определённым сарказмом отнесся к заявленной государственным органом динамике численности сайги: «Особенно примечательно увеличение численности сайгаков с годовым приростом в 37% в период с 2013-го по 2014 годы. И не совсем ясно, что стало причиной такого увеличения — улучшенные технологии мониторинга (например, охватывающие большие территории ареала сайгаков), или необыкновенная способность восстановления популяции и отсутствие естественной смертности. [...] огромное увеличение популяции сайгаков (37% за 2 года) вызывает вопросы относительно точности методов учёта».
Касательно соответствия действующих методов учёта современным реалиям, в «Обзорном отчёте о статусе сохранности и реализации Меморандума о взаимодействии», подготовленном Альянсом по сохранению сайгака для секретариата Конвенции ООН по сохранению мигрирующих видов диких животных (КМВ), сказано: «Обширные территории распространения, значительные различия между сезонными ареалами, кочевой образ жизни сайгака и естественные колебания численности популяций делают их точную оценку крайне затруднительной и снижают ясность популяционных тенденций. Учёты, выполненные с использованием соответствующих методов (авиаучёты в пределах определённой полосы в Казахстане, наземные обследования с применением выборочного дистанционного анализа в Монголии) позволяют сделать подсчёт более точным и уменьшить (но не исключить) отклонение».
«Среднесрочная международная рабочая программа по сайгаку» на 2021–2025 годы, принятая на четвёртой встрече стран-подписантов Меморандума о взаимопонимании относительно сохранения, восстановления и устойчивого использования антилопы сайги, состоявшейся в сентябре 2021 года, предусматривает ряд срочных (1-2 года) и критически важных мер по улучшению учёта численности сайги: «Провести исследования перемещений и миграции сайгака с использованием соответствующих технологий (включая спутниковое слежение и дистанционное зондирование), уделяя особое внимание воздействию развития инфраструктуры и изменения климата, а также изменениям окружающей среды и землепользования».
У Казахстана своё понимание «соответствующих технологий» ([1],[2]), которое мы даже не возьмёмся комментировать.
О качестве отслеживания путей миграции и лёжки в этих условиях говорить не приходится. Имеются также наземные службы, но с учётом территории, перечня подлежащих охране других видов животных, количества сотрудников и оснащённости необходимым оборудованием имеются вполне обоснованные сомнения в качестве мониторинга и с их стороны.
Впрочем, судя по всему, уполномоченные органы в принципе озабочены вовсе не качеством мониторинга. Так, 2 июня 2022 года министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК опубликовало для обсуждения проект приказа «Правила маркировки (мечения) рогов сайгаков в целях контроля их оборота для торговли на внутреннем и внешнем рынках», а уже 10 июня был опубликован следующий проект приказа — на сей раз о внесении сайги в перечень животных, численность которых подлежит регулированию в целях охраны здоровья населения, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных и т. д. в рамках закона.
Таким образом, отозвав публично проект приказа о возможности сбора дериватов, министерство пытается легализовать уничтожение сайги окольными путями. Уже подготовлены проекты приказов о нормативах изъятия в количестве 40 тысяч особей без разбивки на популяции и по половозрастным группам. Этими приказами предусматривается, что какая-то неизвестная общественности специализированная организация будет заниматься изъятием, а какая-то, опять же, неизвестная организация с правом государственной монополии будет заниматься продажей дериватов, в первую очередь — рогов сайги.
Чиновники министерства забывают, что в случае реализации их планов по так называемому регулированию численности они нанесут непоправимый репутационный ущерб Казахстану, как подписанту множества международных соглашений по исчезающим видам животных.
Приведённые в материале экспертные расчёты, противоречащие цифрам, которые декларирует профильное ведомство, сомнительность официальных данных с учётом неадекватного роста показателей с 2012 года, а также попытки министерства внести изменения в законодательство любой ценой вызывают резонные вопросы и опасения со стороны казахстанского общества.
Вместо этих спорных шагов, для сохранения и защиты популяции сайги для начала необходимо организовать правильный учёт поголовья с привлечением международных экспертов и общественности. Стоит создать организацию со 100% участием государства, которая будет подотчётной обществу, и займётся научным обоснованием пределов регулирования численности сайги. Именно такая организация должна курировать весь комплекс действий в секторе, и напрямую участвовать в изъятии сайги, сборе и учёте туш и дериватов (рогов), утилизаций и переработке мяса, шкур и рогов сайги.
Необходимо также установить строгий государственный контроль над рынком частей и деривативов сайгака для защиты от браконьеров, с использованием реальных и достаточных средств регистрации, защищённой маркировки и т. д.
Заметим: речь не только о сохранении доверия общественности РК, но и о конкретных рекомендациях международных экспертов, которые были даны Казахстану в рамках встречи сторон, подписавших «Меморандум о взаимопонимании относительно сохранения, восстановления и устойчивого использования антилопы сайги», прошедшей в сентябре 2021 года.
Правительству и уполномоченным ответственным органам стоит помнить и учитывать, что несоблюдение международных соглашений по защите биоразнообразия грозит Казахстану занесением в «чёрный список» государств, не исполняющих принятые на себя обязательства, и игнорирующих рекомендации международных природоохранных организаций, что повлечёт за собой финансовые санкции как в целом для государства, так и для отдельных чиновников.
Источник wfin.kz