В 2025 году число легальных пользователей криптобирж в Казахстане может достигнуть 650 тысяч человек,собщает forbes.kz.
Фото:freepik.com
Объем «белого» казахстанского рынка цифровых финансовых активов (ЦФА) на горизонте 2025–2026 годов составит более $2 млрд в год, спрогнозировал руководитель направления цифровых финансовых активов Bereke Bank Павел Ануфриев, выступая на недавней конференции Capital Markets Kazakhstan, организованной агентством Cbonds. По его словам, исследование, проведенное банком, показало запрос инвесторов в ЦФА на «обеление» инвестиций. Они хотят четких и понятных правил игры, удобных инструментов, а взамен готовы платить налоги и использовать официальные фиатные каналы для вывода денег с транзакций.
Зародившиеся инвесторы в ЦФА — клиенты банков. Текущий объем транзакций с ЦФА исследование Bereke Bank оценивает в более чем $80 млн (порядка 40 млрд тенге). Для сравнения: объем сделок в секторе KASE Global за 2023 год составил 36,5 млрд тенге. В Bereke Bank считают, что в 2025 году число легальных пользователей криптобирж в Казахстане достигнет 650 тыс. человек. По казахстанским меркам рынок ЦФА вполне зрелый, его перспективы — огромные. Основной потребитель ЦФА — молодежь, говорит Ануфриев: учитывая влияние соцсетей, интересы и понимание цифровых технологий, ей ближе ЦФА, чем традиционные ценные бумаги. Фактически в стране появился новый многочисленный слой инвесторов, который участники рынка намерены как можно быстрее заполучить.
Со стороны банков возникает запрос на контроль и прозрачность клиентских операций с ЦФА, а также на интеграцию с платежными системами и биржевым API в работе с активами. В Казахстане, по словам Ануфриева, пока нет полноценного crypto friendly банка, который покрывал бы все потребности криптоинвестора. Нет и платежного инструмента (криптокарты) — фиатного канала для вывода инвестором денег из криптовалюты в реальный мир. Нужны брокеры с лицензией на ЦФА, «куда банк имел бы возможность привести клиента, чтобы тот мог диверсифицировать свой портфель и вложить деньги в ЦФА». «Вход в историю с криптой и в интеграцию требует больших ресурсных затрат, но постепенно крупнейшие банки движутся в сторону модели crypto friendly bank», — ком-ментирует Ануфриев.
Для брокерских организаций ЦФА интересны как объект инвестиций, а также как передовой инструмент корпора-тивного финансирования. На сегодняшний день в Казахстане ЦФА представлены в виде криптовалют (биткоин и эфириум). Казахстанские брокеры хотят токенизировать ценные бумаги — выпускать их в цифровой форме и предлагать широкому кругу цифровых инвесторов через блокчейн-канал. Брокер может существенно расширить возможности по андеррайтингу. В фиатных деньгах андеррайтинг ограничен национальным полем профессиональ-ных и институциональных участников рынка Казахстана. Выходя на токенизацию и используя два канала — фиатный и токенизированный, брокер существенно расширяет потенциальную базу инвесторов. За ЦФА будущее — границы стираются не только между странами, но и между рынками.
Лидер — Астана
В Казахстане на сегодняшний день ЦФА легализованы и используются в юрисдикции МФЦА. Рынок представляют (на конец октября 2024 года) 16 провайдеров услуг цифровых активов: биржи цифровых активов и токенизированных ценных бумаг, криптоброкеры, провайдеры платежных услуг, кастодианы. Лицензированные провайдеры допущены к 112 ЦФА. В пресс-службе МФЦА сообщили, что объем операций с ЦФА провайдерами услуг цифровых активов за девять месяцев 2024 года достиг $716 млн, тогда как в 2023-м объем торгов составил $324 млн. «С учетом текущих тенденций мы ожидаем, что к концу года объем может превысить $1 млрд», — говорят в МФЦА.
Впечатляющие результаты — итог поступательной работы МФЦА. Прежде всего были определены правила игры и сформирована понятная законодательная база. В законодательстве МФЦА цифровой актив — это инвестиция (цифровое представление стоимости). В Казахстане проводится разграничение между обеспеченными и необеспеченными ЦФА. В юрисдикции МФЦА классификация ЦФА осуществляется в соответствии с его актами, а не согласно национальному законодательству. В МФЦА представлены только необеспеченные ЦФА. Надзорный режим либерален и позволяет провайдерам самостоятельно принимать решения по допуску ЦФА на платформу и уведомлять регулятора о допуске. При этом регулятор оставляет за собой право вносить запрет на допуск к торгам тех или иных ЦФА.
В регуляторной песочнице FinTech Lab прошло тестирование услуг с ЦФА. После чего в августе 2022 года был за-пущен пилотный проект по взаимодействию провайдеров МФЦА и БВУ, который успешно завершился в декабре 2023-го. Как рассказал на Capital Markets Kazakhstan управляющий директор офиса лицензирования и финансовых технологий AFSA (Комитет МФЦА по регулированию финансовых услуг) Еркегали Еденбаев, один из краеугольных камней проекта состоял в том, что часть участников были к осуществлению услуг с ЦФА технологически готовы, но, чтобы сделать цифровые активы ближе к инвесторам, и прежде всего к розничным, нужны были фиатные команды в лице банков. За 18 месяцев проекта объем трейдинга ЦФА составил $239 млн. Криптобиржи онбордили (зареги-стрировали) порядка 52 тыс. клиентов. В проекте участвовали шесть бирж и восемь БВУ. Еденбаев поясняет, что пи-лот и тестирование услуг с ЦФА в регуляторной песочнице позволили разработать полное регулирование. Все нормы и акты вступили в действие с января 2024 года. По результатам пилота приняты правила взаимодействия провайде-ров услуг ЦФА с БВУ. После завершения пилота была разработана новая регуляторная среда для новых транзак-ций — токенизации активов, выпуска стейблкоинов и др.
В пресс-службе МФЦА сообщили, что дальнейшая стратегия развития индустрии ЦФА будет идти по следующим направлениям: совершенствование регулирования, привлечение новых участников (включая международные компа-нии и стартапы, которые смогут предложить инновационные решения в области ЦФА), развитие продуктов и сервисов. В частности, в планах развитие OTC-платформ для внебиржевой торговли ЦФА, что обеспечит гибкость и удобство для участников рынка; P2P-платформ для прямых сделок между пользователями, что позволит расширить доступ к торговле ЦФА и снизить транзакционные издержки; платежных карт, которые сделают возможным исполь-зование ЦФА в повседневной жизни, улучшая интеграцию с традиционными финансовыми системами.
Управляющий МФЦА Ренат Бектуров заявил на Central Asia Fintech Summit 2024 в сентябре, что почти миллион казахстанских инвесторов находится на нерегулируемых криптоплощадках. По его мнению, токенизация активов из реального мира является следующей фазой развития индустрии ЦФА в Казахстане, так как позволяет сделать рыночными и торгуемыми активы, сейчас недоступные большей части розницы, например произведения искусства или бизнес-центры. По словам Бектурова, их можно будет токенизировать, «а токены настолько малы, что каждый может их себе позволить». Тем самым появится торгуемый инструмент, «который может определять рыночную цену актива на открытом рынке». Рынок видит этот потенциал и активно обсуждает перспективы токенизации реальных активов.
Поздний старт Алматы
Казахстанское законодательство не отстает от МФЦА: в 2023 году принят закон о цифровых активах, в октябре 2024-го — Цифровой кодекс. Однако эти документы формируют общее правовое поле, а с конкретизацией правил иг-ры — большая проблема. Макрорегулятор и АРРФР пока не обеспечили полноценную нормативную базу индустрии ЦФА. К примеру, брокерам с лицензией АРРФР нельзя совершать сделки с ЦФА и даже с производными инструмен-тами, базой которых выступают ЦФА: по закону о финансовых активах они не являются инструментами. Брокеры с лицензией АРРФР задаются вопросом об очередном (теперь и по ЦФА) регуляторном арбитраже между МФЦА и локальным рынком.
Похоже, Нацбанк думает над непростым решением: как обеспечить кардинальные инновации в финансовом сек-торе в рамках обеспечения финансовой стабильности. «В специальном правовом поле МФЦА банкам разрешили предлагать потребителям ЦФА. Но интеграция рынка криптовалют и традиционных финансов бросает много вызо-вов. По МФЦА мы фиксируем высокий интерес участников к крипте, но очень большой теневой рынок. Чтобы рынок развивался, надо снять регуляторные барьеры между участниками. Нацбанк разрабатывает регуляторные поправки, которые позволят транспарентно использовать цифровые активы», — сообщил заместитель председателя Нацбанка Берик Шолпанкулов на Central Asia Fintech Summit 2024.
Пока же брокеры предлагают решить вопрос следующим образом: чтобы участники МФЦА могли осуществлять транзакции в рамках обычной брокерской лицензии. «Настало время, чтобы брокеры могли работать с необеспеченными цифровыми активами с учетом поведенческого надзора, но чтобы такие операции были бы раз-решены только квалифицированным инвесторам. Нужно постепенно апробированные в МФЦА инновации распро-странять на общий казахстанский рынок, на потребителей финансовых услуг», — заявила председатель АФК (Ассо-циация финансистов Казахстана) Елена Бахмутова на Central Asia Fintech Summit 2024.
В свою очередь, Шолпанкулов отметил, что в Нацбанке считают необеспеченные ЦФА инвестиционно привлека-тельными, но излишне волатильными, поэтому нужно обучить потенциальных потребителей таких продуктов и объяснить риски. Он также прокомментировал тему финансового арбитража между МФЦА и общей финансовой си-стемой. «Во избежание регуляторного арбитража мы сейчас оцениваем, что можем себе позволить. Прежде всего, мы можем позволить криптообменники на территории Казахстана и определить класс криптоактивов, которые можно будет купить-продать», — проинформировал представитель Нацбанка. По его словам, «скорее всего, это будут обес-печенные ЦФА с торговлей на KASE. Не обеспеченные ЦФА останутся в юрисдикции МФЦА, «чтобы сбалансировать рынок и не создавать новые биржи и игроков», а также «чтобы не было ощущения, что рынок МФЦА менее зарегули-рован, а рынок Казахстана — более, чтобы не было цифрового бегства с одной площадки на другую. Сейчас работаем над драфтом такого проекта», — сообщил Шолпанкулов.
Тему регуляторного арбитража прокомментировал для Forbes Kazakhstan директор сектора финансовых техноло-гий и инноваций АФК Константин Пак. Сам вопрос арбитража сложнее, чем просто разрешение или запрет на определенных площадках, считает собеседник. Учитывая, что принципиально идет процесс объединения двух площадок, «не так важно, какая из них будет отвечать именно за цифровые активы». Даже если ЦФА будут торго-ваться только на одной площадке, но к ней будет равный доступ для всех участников рынка — арбитраж, по идее, не возникает. По словам Пака, тонкость состоит в том, что в Казахстане запрещен оборот цифровых активов, кроме МФЦА. «Мы сталкиваемся с понятием «оборот на территории». Что считать оборотом, совершенным в Казахстане, — когда оборот осуществляется на казахстанской площадке или когда брокер казахстанский? А когда два клиента из Казахстана осуществляют транзакцию не на казахстанской площадке? На эти вопросы сейчас нет прямого отве-та», — констатирует собеседник.
Второй важный вопрос касается обеспечения должного мониторинга за операциями. По регуляторным политикам Нацбанка и МЦРИАП (Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности) казах-станские участники рынка должны размещать информационные системы и данные о клиентах и транзакциях в дата-центрах на территории Казахстана, что теоретически дает возможность в случае необходимости физически получить к ним доступ и проводить проверки. Регуляторный надзор в зоне МФЦА работает по-другому. Биржа, заре-гистрированная в МФЦА, никоим образом не обязуется размещать свои информационные системы в Казахстане, та-ким образом надзор за оборотом ЦФА осуществляется только на основании предоставляемых биржей отчетов, но никаких физических проверок этих транзакций осуществить невозможно. Более того, так как информационные си-стемы крупных бирж не делятся по признаку юрисдикции, а являются централизованными системами, очень сложно определить, какую часть транзакций биржа считает осуществленной в юрисдикции МФЦА, а какую — вне ее: «только сама биржа определяет — какие транзакции показать регулятору».
Еще один сложный вопрос, по словам собеседника, — доступ к ЦФА, торгуемым на глобальных площадках. В настоящее время участники финансового рынка предоставляют доступ к традиционным глобальным инструментам, например акциям на NASDAQ, своим клиентам, в том числе физическим лицам. «Возникает вопрос — могут ли они та-ким же образом давать доступ к ЦФА, размещенным на тех же площадках? И, возвращаясь к первой проблеме, — бу-дет ли это считаться «оборотом на территории Казахстана»? Без уточнения этих ключевых дефиниций невозможно правильно сформировать регуляторную политику», — резюмирует Пак. Этот же вопрос содержится в трансграничном регулировании всего цифрового рынка, даже обычных интернет-магазинов. Поэтому АФК обращается к регуляторам на предмет точного понимания определений и методов регулирования. В настоящее время, похоже, таковые не совсем отвечают реалиям времени.
Автор Татьяна Батищева
Источник forbes.kz