С учетом неопределенности внешних факторов, не исключено, что остановить дальнейшие потери Нацбанку поможет только очередной жесткий карантин.

 

В сентябре золотовалютные резервы по ключевым составляющим понесли тяжелые потери. Это вполне ясно показало неготовность Нацбанка к работе в условиях экономического оживления после смягчения карантинных ограничений.
Напомним, что с момента введения режима ЧП в середине марта был фактически «заморожен» отечественный валютный рынок. Причем как биржевой, так и рынок наличной инвалюты, пишет 365info. 

Это позволило Нацбанку остановить дальнейшее падение активов, которые к началу марта снизились до минимума почти за последние 15 лет

К тому же в помощь Нацбанку правительство мобилизовало компании квазигоссектора, которых обязали продавать часть валютной выручки на внутреннем рынке. В итоге к концу июля валютные активы Нацбанка выросли с $9 до 11,5 млрд.

Нацфонд в помощь Нацбанку

Однако по мере смягчения карантинных ограничений начался рост спроса на инвалюту со стороны бизнеса и населения. Это оказало сильное давление на валютные активы Нацбанка.

  • В августе их объем снизился на 0,9% — до $11 млрд 392 млн.
  • В сентябре – сразу почти на 7%, до $10 млрд 599 млн.

Таким образом, из своих валютных запасов за два последних месяца Нацбанк потерял $898 млн.

К тому же в сентябре ему пришлось вмешаться в ситуацию на валютном рынке с интервенциями в $231,9 млн. Кроме того,банки второго уровня вывели со счетов в Нацбанке $450 млн

Еще $100 млн пошло на выплату внешнего госдолга.

Ситуация могла быть гораздо хуже, если бы не поддержка со стороны Национального фонда и квазигосударственного сектора. Из первого для обеспечения гарантированного трансферта в республиканский бюджет было продано $550,6 млн. Второй продал на рынке $300 млн.

Однако результаты не впечатляют. Валютные активы значительно сократились, а тенге подешевел к доллару почти на 3%.

Карантин как спасение активов
Подвела Нацбанк и ставка на наращивание резервов в монетарном золоте, на скупку которого ему представлено исключительное право. В сентябре под давлением распродаж центральными банками многих стран мировые цены на драгметалл снизились почти на 4%. При этом доля золота в активах Нацбанка превышает две трети от общего объема.

Поэтому вполне объяснимо, что за сентябрь потери Нацбанка по «золотой» статье составили 3,3%, в абсолютном выражении — $788 млн. В результате валовой объем ЗВР Нацбанка за сентябрь сократился до $33 млрд 811 млн (почти на 4,5%, то есть на $1 млрд 582 млн).

Можно предположить, что до конца года столь выраженный негативный тренд по ЗВР в Нацбанке сохранится. Предпосылок для роста мировых цен на нефть и золото нет. К тому же рынки находятся под давлением неопределенности результатов президентских выборов в США. Здесь же ожидание второй волны пандемии и ослабление рубля к доллару.

Впрочем, если будет введен карантин с ограничением времени работы биржи, банков и обменных пунктов, государству на время удастся вновь «заморозить» валютный рынок и спрос на инвалюту.

А как в России?
Аналогичная динамика сложилась и по международным резервам России. Судя по данным Банка России, объем ЗВР в сентябре уменьшился на 1,9% ($10 млрд 996 млн) в абсолютном выражении.

При этом валютные резервы Центробанка снизились на 1,2%, а резервы в монетарном золоте – на 3,8%.

Такой тренд явно указывает на растущее давление на российский рубль, динамика обменного курса которого тесно коррелирует с движением тенге.

Автор Тулеген Аскаров

Источник  365info.kz