Нацбанк уже почти год фактически отстранился от инфляционного таргетирования. Похоже, регулятор выжидает, когда цены сами пойдут вниз в результате снижения покупательской способности населения и мер правительства по стабилизации цен на социально значимые продукты, пишет 365info.
Банк России (Центробанк) весьма активно отреагировал на общий рост потребительских цен подъемом ключевой ставки. Правда, поначалу в ответ на повышение годовой инфляции в январе на 0,3% (до 5,2%) он не стал поднимать ставку, сохранив ее на уровне 4,25% годовых. Напомню, на этом уровне она находилась с конца прошлогоднего июля.
Но уже тогда, комментируя свое решение, глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявила об исчерпании потенциала для дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики, так как это может привести к дополнительному росту проинфляционных рисков.
В феврале, в ответ на значительный рост годовой инфляции до 5,7% Центробанк 19 марта поднял свою ключевую ставку на 25 базисных пунктов — до 4,5% годовых. Судя по данным Росстата, эта мера сыграла свою роль. В марте темпы роста потребительских цен заметно замедлились, и годовая инфляция повысилась до 5,8%, то есть на 0,1%.
Но так как таргетируемое значение находится на уровне в 4%, решение Центробанка, принятое на заседании 23 апреля о повышении ключевой ставки сразу до 5% годовых, выглядело вполне логичным. Ведь одновременно был повышен и прогноз Центробанка по инфляции на текущий год – с 3,7–4,2% до 4,7–5,2%.
В какой степени и насколько быстро Центробанку удастся обуздать рост потребительских цен, станет известно уже в ближайшие месяцы. Пока же, по данным Росстата, инфляционный тон в соседней стране задают продукты питания, подорожавшие в марте в годовом выражении на 7,6%, и непродовольственные товары (5,9%), тогда как расценки на платные услуги для населения выросли на 3,2%.
Инфляция в Российской Федерации в марте 2021 года, %
Инфляция в Казахстане
В Казахстане годовая инфляция в марте значительно снизилась – до 7% (с 7,4% в феврале). Однако Нацбанк на заседании 26 апреля вновь сохранил базовую ставку на отметке в 9,0% годовых, где она находится с июля прошлого года.
Таким образом, Нацбанк уже почти год фактически отстранился от инфляционного таргетирования, просто установив высокую цену денег на рынке и выжидая, когда потребительские цены сами пойдут вниз в результате снижения покупательской способности населения, а также мер, предпринимаемых правительством по стабилизации цен на социально значимые продукты питания.
Как бы то ни было, из данных отечественных статистиков следует, что меры эти неэффективны. Годовые темпы роста цен на продовольственные товары в Казахстане по-прежнему значительно выше, чем в России, хотя в марте они опустились с 11,6 до 10,7%.
Аналогичная динамика сложилась и по расценкам на платные услуги – темпы роста замедлились с 3,9% в феврале до 3,7% в марте, что гораздо выше российского уровня. Цены же на непродовольственные товары выросли с 5,2 до 5,6%, что немного меньше по сравнению с Россией.
Инфляция в Республике Казахстан в марте 2021 года, %
Где деньги дешевле
Хотя годовая инфляция в России и растет, разница между ней и ключевой ставкой Центробанка по-прежнему остается отрицательной. Хотя и уменьшилась в марте до минус 0,8% (с -1,2% месяцем ранее).
В Казахстане же эта цена не только остается положительной, но и выросла с 1,6% в феврале до 2% в марте. Это означает, что в реальном выражении заемные ресурсы для отечественного бизнеса и населения стали дороже, тогда как российским предпринимателям и жителям они обходятся гораздо дешевле.
В итоге товары российского производства получают дополнительное конкурентное преимущество в борьбе за внутренний казахстанский рынок. Кроме того, в России ипотека обходится дешевле на фоне растущих ставок вознаграждения по розничным депозитам.
Автор Игорь Клевцов
Источник 365info.kz