К чему пришла национальная валюта Казахстана за 30 лет обращения , сообщает forbes.kz.
Иллюстрированное фото: pixabay.com
Тридцать лет для национальной валюты, вроде бы, не такой уж и большой срок. Но за это время тенге прошел период быстрого отрочества и взросления и юбилей встречает на пороге естественного для тридцатилетних явления – кризиса среднего возраста.
Если переосмыслить «жизненный опыт» тенге и соотнести его с ожиданиями, то, наверное, от нацвалюты хочется видеть большей стабильности. С ноября 1993-го по ноябрь 2023 года обменный курс тенге по отношению к доллару вырос ровно в 100 раз, с 4,7 до 470 за $1 (средний курс октября 2023-го). Покупательская способность тенге с годами ужималась и превращала его больше в средство обращения, чем в средство платежа и накопления. Казахстанцы же хотели твердых денег и цен. Поэтому был продолжительный период, когда цены, например, на недвижимость и автомобили котировались в валюте, а граждане несли деньги на валютные депозиты. Лишь твердая рука Нацбанка, разглядевшего риски для финансовой системы, положила конец ползучей долларизации.
В защиту тенге можно сказать, что у него были непростые детство и юность. Регуляторная среда не то чтобы менялась, а буквально «лопалась» под давлением структурных противоречий, и Нацбанку приходилось переходить с одной модели денежно-кредитной политики (ДКП) в отношении тенге на другую. С момента рождения тенге пребывал в формате контролируемого обменного курса, а с 1999-го стал колебаться в рамках заданного коридора. С 2015 года курс был взят на таргетирование инфляции и стабильность цен, и тенге отправили в свободное плавание. К слову, после получения свободы курс нацвалюты к доллару подскочил более чем в два раза. С тех пор окружающая среда для тенге немного улучшилась. Не сказать, что структурные противоречия были сведены до минимума, хотя продвижение в этом вопросе есть. Но Нацбанк старается быть открытым, подавая сигналы рынку о возможных действиях по ДКП, и курс тенге немного успокоился.
Но любой возраст имеет свои загадки. В сентябре 2023-го тенге вдруг стал быстро уступать доллару и ослабел со средних 447 до 474 за $1. Подобные «дальние походы», когда тенге резко укреплялся, а потом слабел, стали привычными, и даже СМИ в этот раз не упоминали слово «девальвация», хотя на самом деле именно этот процесс и произошел. Нацбанк скромно объяснился, не пояснив толком, почему тенге так сильно в моменте упал на скором росте нефтяных цен прямо накануне налоговой недели, когда крупные сырьевые экспортеры продают валюту. По версии Нацбанка, крайнее ослабление тенге связано с рядом факторов: глобальным укреплением доллара, сезонным спросом со стороны импортеров, снижением базовой ставки и отменой обязательства для квазигосударственного сектора по продаже валютной выручки. Судя по всему, последнее и было главной причиной ослабления. Остается только удивляться «скоординированной» работе правительства и Нацбанка, не просчитавших негативные последствия синергии всех факторов. В этой ситуации тенге можно лишь пожелать дальнейшего взросления.
Автор Татьяна Батищева
Источник forbes.kz