С 1 июля 2020 года казахстанцы, не платившие взносы на медстрахование, ограничены в получении бесплатных медуслуг.
Без оплаты государство гарантирует населению только:
- скорую помощь;
- амбулаторно-поликлиническую;
- плановую стационарную и стационарозамещающую при социально значимых и заболеваниях, представляющих опасность для окружающих;
- стационарную помощь по экстренным показаниям;
- прививки.
Почему с 1 июля? Потому что 30 июня закончился тот 6-месячный период, когда все население страны считалось условно застрахованным по поручению президента
Самозанятым и безработным, грубо говоря, дали немного времени прикрепиться к поликлиникам и начать платить страховые взносы. Кто не платил, на те же бесплатные диагностические услуги рассчитывать не может — даже на популярный сегодня рентген легких. И это при том в стране уже сотни смертей от легочной пневмонии. Туберкулез, видимо, тоже отменили вместе с ранее обязательным бесплатным ежегодным рентгеном.
Картина, мягко говоря, складывается удручающая. Потому что в среднем рентген легких в Алматы стоит от 1 800 до 3 500 тенге. Зависит от сложности исследования. И это касается любой диагностической услуги профилактического характера. Страна опять возвращается к тому, что бесплатно диагнозы пациентам будут ставить, когда уже поздно пить «Боржоми»? Президент Национальной ассоциации Primary health care Толебай Рахыпбеков считает, что внедрение страховой медицины нужно отложить минимум до конца года. Иначе потом некого будет лечить.
Нужно учесть печальный опыт США
Толебай Косиябекович, условную застрахованность всех, даже кто не платил в фонд медстрахования, в апреле из-за режима ЧП президент продлил до 1 июля. Но к этому сроку ситуация с заболеваемостью COVID-19 не только не улучшилась, а даже ухудшилась. Следовало снова перенести этот срок?
— Я уже неоднократно говорил, что социальное государство за свой счет защищает своих граждан на 4 случая — болезней, травм, отравлений и беременности. Около 2 млн человек, которые официально нигде не трудоустроены, должны были до 1 июля застраховаться. Сумма примерно 30 тысяч тенге в год. Итоговая – 60 млрд тенге поступлений в фонд медстрахования.
Но такой цифра самозанятых была до введения режима ЧП и карантина. А теперь, полагаю, это число увеличилось примерно в два раза. Безработица-то выросла
Государство сохранило свои обязательства только перед пенсионерами, детьми и инвалидами.
Нам надо бы обратить внимание на печальный опыт США. По разным данным, благодаря системе медстрахования были отрезаны от медобслуживания около 48 млн американцев. В нашем случае государство должно найти выход, чтобы 100% населения получало бесплатную медицинскую помощь.
Сейчас экстренная ситуация или нет? Нужно ли переносить внедрение системы медстрахования?
— Конечно да! И освободить эти 2 миллиона самозанятых от покупки страховых полисов. Уверен, что часть из них может потратить 3 тысячи тенге в месяц на страховку. Например, частные извозчики ежемесячно в среднем зарабатывают около 150 тысяч. Казалось бы, в чем проблема купить полис за 3 тысячи? А проблема есть. И заключается она в том, что при оплате взносов доходы не учитываются. Сумма одинаковая, будь у человека доход 50 тысяч тенге в месяц или 150 тысяч.
Кроме того, счета в фонде не персональные, это общий котел, куда стекаются все деньги
В связи с очередным ужесточением карантина снова вырастет число безработных, которым не положены никакие пособия и бесплатная медпомощь.
Входной билет лучше страховки
Более 5 млн казахстанцев получили 42 500 в режиме ЧП. Вот реальная цифра безработных.
Ну так почему государству в трудное время не заплатить за эту категорию или продлить период бесплатного обслуживания хотя бы до конца года?
Если оставить ситуацию как есть, вскоре число смертей от невыявленных или недолеченных болезней вырастет еще больше
Потому что денег на диагностику у людей нет. Социальное государство должно хотя бы одно свое обязательство выполнять на 100%, а не делить население на тех, кто в состоянии за себя заплатить и кто — нет.
Если заговорить о принципах социальной справедливости, куда кивают чиновники, тогда можно оставить государству только его социальные обязательства. Остальные услуги население пусть покупает. Например, койко-день в стационаре. В Германии каждый койко-день стоит 10 евро. Нам не обязательно взимать также дорого. Пусть это будет 1000 тенге, но тогда и больные не будут надолго задерживаться в стационарах, как это у нас часто бывает.
Можно пойти другим путем. Например, внедрить некий входной билет. Пришел в поликлинику — заплати тысячу тенге за первый прием и потом получай услуги бесплатно целый год
Лег в больницу — заплати 5 тысяч тенге и в течение года получай стационарные услуги бесплатно. Тогда условия получения медицинских услуг были бы равными для всех.
Среди тех, кто оказался в числе безработных и самозанятых, много медиков. Когда стационары закрыли для плановой госпитализации, за эти месяцы карантина фонд медстрахования больницам не заплатил. А больницы не заплатили своему персоналу, который отправили в отпуск без содержания. Представим, что без работы осталась семья из двух медиков. Они без средств к существованию, хотя фонд сэкономил на плановых операциях десятки млрд тенге.
Но если в городах еще можно найти альтернативный источник дохода, в селе история вообще печальная. А там живет 42% населения.
Через месяц-два мы можем получить там всплеск заболеваемости коронавирусом, потому что сельских врачей экстренно забрали в города
Что они привезут домой в село?
Прирост заболеваемости серьезный. Медучреждения задыхаются от наплыва больных с симптомами COVID-19. Возросла смертность от пневмонии. Сейчас не самое подходящее время нагрузить на пациентов дополнительные финансовые траты.
Автор Александра Алёхова
Источник 365info.kz