Кайрат Келимбетов, управляющий МФЦ «Астана», в интервью российским «Ведомостям» заявил, что Нацбанк готовит пилотный проект по казахстанской цифровой валюте,пишет  365info.

 Человекоцентричность – фундаментальная ценность реформ». «Идеология  стабильности и безопасности лежит в основе режима, когда под этим предлогом  государство проникает почти везде». «За пять лет российское гражданство  получили 217,8 тыс экс-казахстанцев ...

Тему цифрового тенге Кайрат Келимбетов затронул, отвечая на вопрос о планах Международного финансового центра «Астана» в отношении продуктов на блокчейне.

«Есть два типа цифровых валют. Централизованные, то есть фактически национальные. А есть частные – например, биткойн. Что касается первого типа, Нацбанк Казахстана работает над проектом цифрового тенге, как и российский ЦБ (над цифровым рублем). Пилот планируется запустить к концу 2021.

Наверное, это первые попытки осмысления перехода к этой технологии. Что касается второго типа, частных криптовалют, то мы относимся к этому скорее как к экспериментированию с цифровыми технологиями», — сказал Келимбетов.

Тем не менее он отметил, что МФЦА планирует активно развиваться в том числе и в направлении криптовалют.

«Пока отрасль устаканивается – какие-то страны поддерживают криптосферу и майнинг, какие-то нет. Некоторые начинают вводить ограничения или вовсе запрещать те или иные виды криптобизнеса. Тем не менее очевидно, что глобально готовятся изменения и переход к новому виду валюты.

В ближайшей перспективе понадобятся криптошлюзы, услуги по совершению трансграничных платежей. Мы готовим предложение по расчетам, переводам, совместимости различных платежных систем. Это позволит МФЦА продвинуться как платформе – участнику процессов перехода к новым технологиям».

В основном в интервью шла речь о нюансах работы МФЦА на экономику страны и о жизнеспособности капитализма как экономической системы. Вот некоторые тезисы из этой беседы.

МФЦА в контексте экономических реформ страны

Решение создать международный финансовый центр «Астана» было объявлено
первым президентом Казахстана Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым еще в 2015. Вы наверняка помните то время – падение цен на нефть, турбулентность на мировых рынках. В очередной раз нашим странам – Казахстану и России – пришлось задуматься о реальной диверсификации.

То есть о том, что нужно делать, чтобы приходили инвесторы не только в нефть и газ, но и в другие секторы

Одновременно в Казахстане задумались о том, что надо кардинальным образом менять правовую среду, улучшать систему судов, проводить реформы в правоохранительной сфере.

С этих размышлений начиналось создание МФЦА. 1 января 2018 года центр официально начал свою работу. Была международная презентация, открылись наши институты – суд, биржа, международный арбитражный центр, регулятор.

Суд МФЦА не входит в систему Верховного суда Казахстана, а регулятор не подчиняется регулятору в Казахстане. То есть они независимые и автономные. Если говорить в целом, МФЦА – это проект, который стал основой ДНК других реформ в сфере привлечения инвестиций, в сфере развития регионального финансового сотрудничества.

О приоритетных направлениях реформ

Сегодня государство стремительно работает над тем, чтобы улучшить уровень
государственных услуг в сфере здравоохранения, образования, цифровизации.
Необходимо продолжение политики по диверсификации. Экономический рост
базируется, как правило, на инвестициях, на банковском кредитовании.

То есть как запустить процесс кредитования, как привлечь больше инвестиций, что необходимо улучшить в инвестиционном климате, в законодательстве, какую стабильность обещать инвесторам. Все эти вопросы стали частью тех реформ, которыми занимается правительство при координации Агентства по
стратегическому планированию и реформам.

  • Принципы этой деятельности можно сформулировать в нескольких направлениях.
  • Повседневные функции государства, которые требуют тонкой перенастройки
  • Серьезные изменения – что-то очень сильно меняющее нашу повседневную
    жизнь.

Мы должны стремиться что-то изменить к лучшему в жизни каждого казахстанца, предложить совершенно иные подходы

Например, один из таких подходов – использование новых государственных технологий, создание платформы сервисов на базе государственных услуг.

По сути, это как Uber в системе госуправления. Что-то, что многократно повышает производительность труда государственной службы для населения. Вот мы совместно с правительством этим активно занимаемся.

Казахстан как альтернатива офшорам

Повышение потребности в наших услугах (МФЦА) связано с объективными причинами: в мире ускоряется процесс деофшоризации. Два главных свойства офшора – налоговые привилегии и конфиденциальность – теряют привлекательность.

Многие предприниматели из постсоветских стран в самом начале своего пути
выбирали такие юрисдикции, как Кипр, Люксембург, Сингапур, Мальта, Нидерланды и многие другие. Теперь тренд развернулся. Налоговой выгоды нет или почти нет.

Например, российское правительство закрывает лазейки для налоговой оптимизации, пересматривает так называемые соглашения об избежании двойного налогообложения в пользу своих интересов. Анонимность также под вопросом, поскольку, во-первых, регулярно случаются утечки данных.

Есть и более более значимая причина, Европа систематически повышает требования к уровню открытости своих членов (так называемые антиотмывочные директивы ЕС). Кроме этого, все более активно ведется обмен данными между национальными налоговыми службами – утаить свои активы или денежные потоки становится практически нереально.

МФЦА в данном случае – альтернативная юрисдикция, которая, с одной стороны, понятна для инвесторов постсоветского пространства. С другой – это анклав, независимый от общей системы Казахстана, со своим регулятором, биржей, судебной системой. К тому же наша юрисдикция работает по собственному законодательству, основанному на нормах и принципах английского общего права

То есть по наиболее авторитетным и эффективным правилам.

О будущем банковской системы

Бигтех оказывает на рынок больше влияния, чем несколько лет
назад мы ожидали встретить от финтеха. Финтехи, которым предрекали конкуренцию с банками, в целом стали частью традиционных финансовых организаций. А бигтехи – это действительно мощные конкуренты, которые уже внесли на рынок серьезные изменения.

Их сила даже не столько в размере или технологичности, сколько в охвате
данных, которые генерируют их пользователи. А данные – это новая нефть.

Сейчас идет четвертая индустриальная революция, то есть происходит скачок в том числе в технологических волнах, цифровых платформах и решениях.
В принципе, я понимаю и разделяю опасения регуляторов, когда банки инвестируют в создание экосистем. Наверное, эти риски надо мониторить, стараться их сглаживать.

Но если рассмотреть картину в целом, я бы больше переживал за риски атаки на экосистемы со стороны государства. Если мы слишком зарегулируем национальные экосистемы, наши граждане будут пользоваться зарубежными.

Я бы не переживал за принадлежность к одной экосистеме. Будет много маленьких игроков, которые станут поедать долю крупных, потому что они быстрее и удобнее. А гиганты со временем начнут становиться менее инновационными – это нормальный процесс.

Наконец, всегда есть регуляторика, которая позволяет бороться с чьим-то монополизмом. Но только не нужно решений, которые что-либо запрещают. Да,

надо защищать права потребителей, однако сейчас сами экосистемы больше нуждаются в поддержке, чем в ограничении

О современном капитализме

Мы с вами из страны, где пытались построить «социализм с человеческим лицом». И неожиданно обнаружили, что он присутствует скорее где-нибудь в Скандинавии, чем на постсоветском пространстве. Но там действует смешанная модель, где все же больше капитализма.

На всех дискуссионных площадках, включая ВЭФ, по крайней мере не отрицают движущие силы капитализма – стремление к прибыли, закрепление права собственности, рыночной экономики, в которой спрос определяет предложение.

Но есть очевидные проблемы – дикие формы капитализма, где для малообеспеченных слоев населения уровень так называемой инклюзивности близок к нулю. Я имею в виду, что им фактически отказано в праве равного доступа к образованию, здравоохранению и т. д.

Все это приводит к увеличению имущественного и социального расслоения.

Если США в силу общего высокого уровня жизни пока выдерживают такую модель, то развивающиеся страны, некоторые государства Европы уже нет.

Но в целом капитализм ведь не стоит на месте – он эволюционирует к большей социальной ориентированности. В частности, мы видим повсеместный переход к принципам ESG. ESG – это ведь не только декарбонизация, но и расширение круга стейкхолдеров, забота не только об акционерах компаний, которые спят и видят, как бы максимизировать прибыль, но и об обществе в целом.

Есть известная теория пяти капиталов. Сейчас мы обычно говорим о финансовом и произведенном капиталах (последний – это, по сути, ВВП). Но все больше внимания уделяется человеческому, социальному и природному капиталу, который также имеет свое денежное измерение.

Баланс пяти капиталов – это основа нашего будущего благополучия. Как раз поэтому роль государства в постковидное время усиливается

Кто-то должен устанавливать баланс игры между природопользователями и
населением, социальными интересами общества и работодателей, крупными
корпорациями и малым и средним бизнесом, интересами корпораций и правами работников. Все это нуждается в тонкой настройке, которая в целом цементирует устойчивое развитие общества и устойчивое развитие в принципе. Это правильная эволюция.

Не случайно в России ввели прогрессивную шкалу НДФЛ. И эта тенденция,
по всей видимости, продолжится. Либо в виде реформы налогообложения, либо улучшения качества оказания государством услуг.

Но так или иначе драйвером новой системы являются люди, которые знают, как зарабатывать. Система должна быть коммерчески окупаемой. Но при этом ESG принципы, скорее всего, станут новой Библией всех финансовых и нефинансовых корпораций. Это и будет капитализмом с человеческим лицом.

Источник  365info.kz