Понизив ставки социальных отчислений в текущем году, государство заложило поэтапный их рост к 2025 году, что на фоне внедрения обязательных пенсионных взносов с работодателя создает риски ухода бизнеса в тень, сообщает inbusiness.kz.
В открытых НПА опубликован проект приказа "О некоторых вопросах системы социального страхования и оказания государственных услуг в социально-трудовой сфере", где представлены правила исчисления и уплаты социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования и взысканий по ним. Правила разработало минтруда в связи с принятием Социального кодекса с 1 июля 2023 года. Какой эффект это даст и чего ожидать населению? Мнениями поделилились президент Центра социальных и политических исследований "Стратегия" Гульмира Илеуова и руководитель отдела анализа экономической политики КИСИ при президенте РК Анна Альшанская.
Гульмира Илеуова:
– В данном случае я могу выступить как интерпретатор. С точки зрения населения любое изменение расшифровывается как повышение чего-либо. А любое повышение воспринимается негативно. Это такая плеяда, которая совершенно обычно срабатывает, если только не какие-то обещания выплат. В представленном НПА разъяснения настолько плохие, что ты не можешь вообще представить, какой у тебя есть от этого бонус: как у человека, предпринимателя или руководителя общественного фонда.
Первое – это очень сильно беспокоит – источник документа. То ли это Социальный кодекс, то ли Налоговый кодекс. Некачественная информационная работа и политика очевидна. Базовая ссылка идет не на Социальный кодекс, а на инициативу послания президента по введению единого платежа заработной платы. То есть начинать нужно было с этого. Если это инициатива президента, чтобы сделать удобнее эти выплаты, вычеты, уменьшить количество с пяти до одного – единого платежа, то, наверное, в этом есть какой-то плюс, это удобно. К сожалению, доли не указаны. Я попыталась посмотреть, как это выглядит в едином платеже, но пока не нашла. Очень большая путаница, нечленораздельные тексты. Также говорится о снижении налоговой нагрузки с фонда оплаты труда. Этот пункт не разъяснен – я, как человек и работодатель, не совсем поняла, как это будет работать. Возможно, есть какое-то снижение налоговой нагрузки, но в чем оно выражается, не совсем понятно.
Второе – разночтения есть в ставке. В некоторых документах говорится, что с января 2023 года единый платеж в оплате труда будет составлять 20%. Но в данном документе речь идет о 16%. Непонятны разные информационные подачи – то ли один из налогов выпал, то ли что изменилось по сравнению с тем периодом, когда делались все эти расчеты. Говорится, что единый платеж будет увеличиваться из года в год. В 2028 году он поднимется на 6,3% и составит 26,3%. Но, думаю, это плохая новость – больше четверти заработной платы будет уходить на различные социальные отчисления.
При этом мы понимаем, что обеспечить такой же рост заработной платы, даже в такой перспективе, как 5 лет, достаточно сложно. Потому что в целом, к примеру, если взять мою организацию, мы не можем поднять оплату наших услуг, мы выпадаем из конкурентного поля. Очень сложно такие вещи прогнозировать даже. Я бы, конечно, хотела, чтобы у сотрудников ежеквартально повышалась зарплата, но я не вижу для этого предпосылок, вернее, вижу, но не так часто. А тут прямо ежегодное, значительное повышение ставки единого платежа.
Непонятная информационная политика без отсылок на первоисточник – зачем это нужно, какой это даст эффект, кроме мифического снижения налоговой нагрузки с фонда оплаты труда… Это больше касается работодателя, а не населения. В целом слабая аргументация, неясные причины, даже если они очень хорошие, то плохо прописаны.
Анна Альшанская:
– На социально-экономической повестке сегодня первостепенной задачей государства является повышение благосостояния граждан и сокращение разрыва между бедными и богатыми. В этом смысле разработка Социального кодекса рассматривается как ответ на социальные вызовы, перед которыми стоит страна. В данном документе не только объединены все законы, регламентирующие социальную сферу, но и предложены новые механизмы реализации социальной защиты населения. К примеру, продлевается срок выплат по уходу за ребенком до 1,5 года и увеличивается размер госпособий отдельным категориям социально уязвимых слоев населения. Кроме того, будет пересмотрена черта бедности для назначения адресной социальной помощи.
При этом изменения коснутся не только расходной части системы социальной защиты, но и ее доходной составляющей. Так, размер социальных отчислений, которые направляются работодателями за работников в Государственный фонд социального страхования, будет постепенно повышаться – с 3,5% до 5% к 2025 году. Они дают возможность работающему человеку в случае ухудшения жизненной ситуации получить социальные выплаты. По данным ГФСС, ежегодно таковых более 1 миллиона человек. В их числе граждане, утратившие трудоспособность по состоянию здоровья, по беременности и родам, по уходу за ребенком, иждивенцы, потерявшие кормильца, а также безработные.
С точки зрения финансовой устойчивости системы социальной защиты и роста объема социальной поддержки населения повышение размера отчислений – явная необходимость. С другой стороны, вкупе с постепенным внедрением обязательных пенсионных взносов работодателя необходимо и учитывать риск роста финансовой нагрузки на бизнес-сектор и его возможного ухода в тень. Следовательно, устойчивость социальной сферы будет зависеть от эффективности деловой среды в условиях внутренних и внешних вызовов и от того, какие экономические реформы будут предложены и насколько они будут результативны.
Между тем в министерстве труда и соцзащиты населения inbusiness.kz сообщили, что идет переутверждение документа и он "приводится в соответствие". Правила остаются прежними, а опубликованный проект приказа с правилами просто техническая процедура, пояснили в ведомстве.
На публичном обсуждении проект документа будет до 25 апреля.
Автор Индира Кусаинова
Источник inbusiness.kz