Аналитики назвали причины ослабления национальной валюты РК , сообщает forbes.kz.
Утром 17 августа курс доллара в казахстанских обменных пунктах резко вырос. Согласно данным сайта Kurs.kz, к 12:00 четверга в большей части обменников Алматы американский доллар продавался по 469-470 тенге, что практически на 14 тенге выше значений 16 августа (455,7 тенге за доллар). Снизилась нацвалюта и на биржевых торгах: по итогам сессии в 15:30 средневзвешенный курс был 463,19 тенге за доллар (+8,89). Накануне на вечерних торгах тенге тоже просел — на 5,8. В итоге за два дня на KASE национальная валюта подешевела по отношению к доллару США на 14,69.
Почему так происходит и на какую глубину упадет национальная валюта на этот раз? На вопросы ответили эксперты в сфере экономики.
«Динамика курса тенге была вполне предсказуемой в связи с недавним падением курса рубля, – считает экономист Арман Бейсембаев. – Странной кажется ситуация, что курс тенге отреагировал не сразу, а с опозданием на пару дней, хотя то, что происходит сейчас, могло и должно было бы произойти еще на прошлой неделе, как минимум. Сейчас тенге "догоняет" рубль в своем падении».
Аналитик Евгения Пак называет ещё несколько причин. Во-первых, цена на нефть марки Brent слегка отступила от пиковых значений, опустившись за 4 торговые сессии с $86-87 до $83,5 за баррель. Во-вторых, укрепился доллар сам по себе.
«Почему-то у нас, когда смотрят на курс, ищут причину именно в тенге. Но стоит посмотреть и на другую сторону пары USD/KZT, – рассуждает Евгения Пак. – Индекс доллара США растет с 10 августа, и сегодня [17 августа] уже на отметке 103,4, то есть сам доллар подорожал. Всё дело в том, что вышел протокол июльского заседания ФРС, в котором ФРС отметила некий инфляционный риск и возможность дополнительного повышения ставки».
В-третьих, у аналитика создалось впечатление, что «Нацбанк снизил объемы ежедневных продаж иностранной валюты в рамках своей политики минимизации влияния на обменный курс при осуществлении трансфертов из Нацфонда».
«Так, например, объем сделок на валютном рынке по паре USD/KZT несколько снизился по сравнению с началом августа. Лично я связываю это с тем, что, возможно, Нацбанк проводит такую политику на фоне предстоящей большой налоговой недели (к 25 августа). Вполне возможно, ожидая типичного при прочих равных укрепления тенге в рамках налоговой недели, Нацбанк решил пока снизить объем продаж валюты, чтобы не допустить переукрепления», – добавила аналитик.
Целый ряд внутренних и внешних факторов ослабления тенге привет экономист Галымжан Айтказин. Как считает эксперт, «последние месяцы тенге демонстрировал относительную стабильность на фоне внутренней поддержки со стороны плановой продажи инвалюты на бирже со стороны Нацбанка (для трансфертов с Нацфонда) и квазигоссектора в рамках обязательной продажи части валютной выручки. Однако доля обязательных продаж последних с июля текущего года была снижена до 30%. Это отчасти, при прочих равных, ослабляет данный фактор поддержки».
Кроме того, на фоне проблем с отключениями электроэнергии на западе Казахстана наблюдается некоторое падение суточной нефтедобычи, «из-за чего Минэнерго на днях существенно снизил прогноз добычи нефти в текущем году почти на 2-3 млн баррелей». «Это также является негативным сигналом, поскольку может негативно отразиться на экспортном доходе Казахстана, который сильно зависит от продажи сырой нефти», – отметил Галымжан Айтказин.
Еще одним отрицательным фактором для курса тенге экономист видит ухудшение торгового баланса Казахстана, а именно – разницы между экспортом и импортом.
«В прошлом году средняя цена на нефть на фоне начала войны в Украине резко подскочила, а в текущем году, вероятно, сложится существенно ниже. Вместе с тем в Казахстане резко растёт импорт, который в разы превышает темп роста экспорта. Это так же негативно отражается сначала на торговом балансе, а затем уже на итоговом показателе текущего счета платежного баланса, который в 2023 году вернулся в дефицитную зону», – объясняет он.
Наконец, немаловажные внешние индикаторы для тенге, такие как цена на нефть марки Brent, индекс доллара США и курс рубля, во второй половине текущего года оказались под существенным давлением, напоминает собеседник.
«Недавно курс российского рубля, страны — крупного торгового партнера, вернулся к показателю марта 2022 года, когда он резко подскочил выше 100 [рублей за доллар], а индекс доллара США («проксипоказатель» силы доллара США по отношению к корзине валют развитых стран) поднялся до двухмесячного максимума, – соглашается с коллегой Галымжан Айтказин. – Для нефтяных цен, в свою очередь, также много давления из-за замедления мировой экономики и, как следствие, глобального спроса. Особо индикативным является слабость экономики Китая, одного из крупнейших импортеров нефти в мире».
Что касается прогнозов, то эксперты пока не ожидают сильного падения нацвалюты. Арман Бейсембаев определяет потенциал для снижения в районе 470 тенге за доллар с возможным «заскоком» до 480. «Разумеется, это актуально, если с рублем ситуация не усугубится. Надо полагать, что с учетом стабилизации рубля курс тенге тоже может вскоре стабилизироваться, только на более высоких уровнях», – говорит он.
Евгения Пак, с оговоркой, что это «не прогноз», а ее «личная оценка», также называет предельным уровнем 470 тенге за доллар – «учитывая предстоящую налоговую неделю и предполагая, что цены на нефть марки Brent останутся выше $80-82 за баррель».
Автор Татьяна Панченко
Источник forbes.kz