В условиях формирования новой модели развития Казахстана одним из главных приоритетов является создание открытой и самодостаточной рыночной экономики, где одним из главных драйверов должно стать развитие МСБ. Согласно данным официальной статистики, в течение последних 5 лет в Казахстане наблюдается устойчивый рост доли МСБ в ВВП. Однако, как выяснилось, в этой сфере существует еще масса проблем, решением которых еще предстоит заняться. Какие вопросы предстоит решать в этой сфере, сообщает inform.kz .

ismet.kz как спасательный круг для малого и среднего бизнеса в Казахстане

По данным Министерства национальной экономики, за период с 2019 по 2023 годы участие казахстанского малого и среднего предпринимательства в экономике выросло с 31,7% до 36,4% на 4,7 процентных пункта. Общая численность занятых в 2023 году увеличилась на 23,8% и достигла 4,2 млн человек.

По состоянию на 1 октября текущего года общее количество зарегистрированных субъектов МСБ составило 2,2 млн, из которых 99,9% являются субъектами малого предпринимательства, остальные 0,1% — субъекты среднего предпринимательства. Уровень предпринимательской активности составляет — 89,7%, что представляет собой долю действующих субъектов предпринимательства от числа зарегистрированных. При этом активность среди субъектов среднего предпринимательства выше, чем у малого на 6,7 процентных пункта. В разрезе категорий субъектов предпринимательства доля валовой добавленной стоимости малого предпринимательства в Валовом региональном продукте составила 29,6%, а среднего — 6,8%. В динамике, начиная с 2019 года, рост вклада малого бизнеса составил 4,1 процентных пункта, а среднего — на 0,2 процентных пункта, — сказал министр национальной экономики РК Алибек Куантыров в ходе правительственного часа по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Сенате.


Спикер добавил, что Правительством реализуются системные меры по улучшению условий ведения бизнеса, снижая административную нагрузку и оказывая поддержку.

Три года в стране действует мораторий на проведение проверок малого и микробизнеса. Успешно внедряется принцип «регулирование с чистого листа». Выявлено более 10 тысяч неактуальных требований, 9 тысяч из которых уже исключены на подзаконном уровне, а оставшиеся подлежат исключению до конца года в рамках законопроекта, находящегося в Парламенте. Также автоматизируется система управления рисками (СУР), которая позволит с 1 января 2024 года назначать проверки без человеческого участия. В результате, плановые проверки бизнеса сократятся в два раза и количество штрафов сократится в несколько раз, — резюмировал Алибек Куантыров.

Однако, как отметил спикер Сената Маулен Ашимбаев, картина не такая уж и радужная и увеличение численности субъектов малого предпринимательства в последнее время в значительной степени является результатом дробления бизнеса.

Сегодня подавляющее большинство субъектов малого бизнеса действует в низкопроизводительных секторах, доминирующим видом деятельности здесь остается торговля, которой занимаются порядка 35% всех предприятий малого бизнеса, — сказал Маулен Ашимбаев.

Спикер Сената отметил, что торговля — важный сектор экономики, в то же время необходимо обеспечить рост числа МСБ, в частности, в обрабатывающем секторе.

Быстрое увеличение численности субъектов малого предпринимательства в последнее время, по видимому, в значительной степени является результатом дробления бизнеса в целях налоговой оптимизации, — подчеркнул Маулен Ашибаев.

В то же время, по его словам, средний бизнес сегодня почти стагнирует. Вклад средних предприятий в ВВП остается на уровне 2019 года — около 6%. При этом почти 30% предприятий среднего бизнеса в первом полугодии показывали убытки.

Чтобы обеспечить решение задач по диверсификации экономики, нам следует внимательно проанализировать эффективность, необходимо провести перенастройку мер поддержки бизнеса. В первую очередь важно обратить внимание на развитие наиболее перспективных и производительных секторов, — заявил Маулен Ашимбаев.

Председатель Сената также отметил, что в настоящее время господдержка в значительной степени ориентирована на субъекты малого предпринимательства и открытие нового бизнеса.

Нам необходимо усиливать и инструменты стимулирующие укрупнение, и масштабирование эффективно действующих предприятий. Также целесообразно исключить перекосы в фискальной политике, мотивирующие предпринимателей на дробление бизнеса. Надо продолжать работать над улучшением бизнес-климата в стране, — добавил Маулен Ашимбаев.

Спикер Сената сообщил, что в этом направлении есть ряд международных рейтингов, и по некоторым из них сегодня позиции Казахстана ухудшаются.

Здесь также остаются проблемы. НПП «Атамекен» обращает внимание, что отечественных предпринимателей сдерживает нехватка инженерной и индустриальной инфраструктуры, сложности при бизнес-планировании из-за контроля цен и экспортных запретов. Эти вопросы также требуют внимательного изучения. Остаются проблемы постоянного пересмотра субсидий, на это, в частности, жалуются фермеры, — подчеркнул Маулен Ашимбаев.

В свою очередь, сенатор Ляззат Рысбекова подробно остановилась на существующих проблемах.

Как отметил Глава государства, движущей силой выбранного курса должно стать отечественное предпринимательство. Данный сегмент экономики последовательно наращивает свой вклад в развитие страны. За последние 5 лет количество действующих субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 46,5%. Такой рост, в первую очередь, произошел за счет полуторакратного увеличения индивидуальных предпринимателей. А количество субъектов среднего бизнеса выросло только на 11,6%. В настоящее время в общем количестве действующих субъектов МСБ только 0,2% относятся к среднему предпринимательству, а остальные 99,8% — к малому. При этом, согласно данным 2022 года, наибольшая доля МСБ, или 35%, осуществляют деятельность в торговой отрасли. Объём выпущенной продукции субъектами МСБ за пятилетний период вырос более чем в два раза. Данная сфера обеспечивает занятостью более 4 миллионов человек, то есть практически каждого второго (43,6%) экономически активного казахстанца. Благодаря такому росту, доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны в первом полугодии текущего года увеличилась, в сравнении с 2018 годом, с 28 до 36,4%. Вместе с тем, нужно понимать, что статистические данные не всегда соотносятся с реальной картиной. В этом наш Комитет смог убедиться в ходе порядка 10 рабочих встреч с уполномоченными госорганами, акиматами, маслихатами, НПП «Атамекен», ассоциациями, предпринимателями и экспертами, а также в рамках выезда в Мангистаускую область, — заявила Ляззат Рысбекова.

Проведенная работа позволила депутатам сформировать пул из более чем 100 актуальных вопросов. На основе их структурного анализа можно выделить ряд системных проблем бизнеса, приобретающих, по сути, хронический характер.

Первое, по мнению народных избранников, необходимо в корне пересмотреть подходы и механизмы государственной поддержки. Несмотря на действие на протяжении длительного времени целого ряда программных документов по развитию предпринимательства, справедливую критику вызывает их эффективность. В первую очередь, это связано с ограниченностью охвата субъектов бизнеса мерами поддержки на фоне масштабных бюджетных вливаний.

Свидетельством этого является программа «Дорожная карта бизнеса». Согласно данным Высшей аудиторской палаты, на её реализацию в 2015–2019 годы было выделено более 270 млрд тенге. Вместе с тем, инструментами субсидирования и гарантирования за этот период воспользовались лишь 19,6 тысячи субъектов. То есть, ежегодно финансовыми мерами поддержки были охвачены только 3 из каждой 1000 действующих предпринимателей. Ограниченность охвата инструментами поддержки дополняется проблемой их недоступности, особенно, для сельской местности. В первую очередь, из-за жёстких требований к залоговому имуществу.
Большие вопросы вызывает соблюдение целей государственных программ в ходе их реализации.

Примером этого является программа «Экономика простых вещей». Несмотря на то, что данный проект был направлен на насыщение внутреннего рынка товарами и услугами отечественных производителей, 35% видов деятельности (53 из 150), допускаемых к льготному финансированию, не соответствовали обозначенной цели. Тенденция, снижающая эффективность государственных мер поддержки, характерна и для Национального проекта по развитию предпринимательства. В частности, большие вопросы как у бизнес-сообщества, так и акиматов, вызывает грантовая поддержка бизнеса. Во-первых, не урегулирован вопрос мониторинга целевого использования средств грантовой поддержки. Сегодня мониторинг проводится лишь выборочно и обладает крайне узким охватом. К примеру, по данным акимата города Алматы, из 264 проектов, одобренных в 2022 году, контролем охвачено лишь 27. То есть, только каждый десятый проект. Аналогичная ситуация наблюдается и в других регионах. Поэтому считаем, что контролем на предмет целевого использования выданных средств и достижения конечного результата должны быть охвачены все проекты грантового финансирования, — добавила Ляззат Рысбекова.

Во-вторых, по ее словам, не учитывая перспективные направления и ориентированность на конечный результат, предпочтение отдаётся реализации мелких проектов в виде грантовой поддержки размером 5 млн тенге, что попросту приводит к распылению бюджетных средств.

В-третьих, имеются правовые пробелы. К примеру, сегодня отсутствует конкретизация определения «новизны бизнес-идеи». Это приводит к тому, что понятие трактуются по-разному как предпринимателями, так и членами конкурсной комиссии на местах. Также нет требования к подтверждению «новизны», что является основным условием получения гранта.

Непонятными остаются критерии определения Перечня приоритетных секторов экономики, в рамках которых субъектам МСБ оказываются меры господдержки. Сейчас в этот перечень планируется включить также розничную торговлю продуктами питания путем поддержки «магазинов у дома», аренду недвижимости, обслуживание зданий, лизинг легковых автомобилей.

На наш взгляд, такой подход не только нерационален, но и в корне неправилен. Меры господдержки должны стимулировать наращивание отечественного производства, развитие обрабатывающей промышленности и в большей степени ориентированы на сектора, специализирующиеся на выпуске готовой продукции, — пояснила Ляззат Рысбекова.

Сенатор отметила, что бизнес-сообществу приходится рассчитывать в большей степени на помощь государства, так как условия банковского кредитования по-прежнему остаются неприемлемыми. Несмотря на поступательный рост объема кредитования банками субъектов МСП, доля таких займов в общем объеме ссудного портфеля, начиная с 2019 года, снизилась с 33 до 26%.

В то же время, по данным НПП «Атамекен», у казахстанских банков накопился значительный объем свободной ликвидности. Однако коэффициент одобрения кредитных заявок бизнеса не превышает 40 процентов.

По данным Национального банка, из общего объема кредитов бизнесу, выданных банками в прошлом году, 52% приходятся на крупных предпринимателей, 34% — малому бизнесу и только 14% — субъектам среднего предпринимательства. При этом наибольшие объемы займов (51%) приходятся на отрасль торговли, более половины (54%) из которых выданы крупным предпринимателям. А производственные сектора остаются в стороне и не получают должной поддержки со стороны банковского сектора.

Важно отметить, что торговля остается доминирующей и при получении господдержки через фонд «Даму». Более трети как просубсидированных (37%), так и прогарантированных (39%) проектов относятся именно к торговой отрасли. Поэтому действующие подходы и механизмы господдержки требуют коренного пересмотра. Особую актуальность этот вопрос приобретает в свете реализации поручения Главы государства по разработке Единой программы развития малого и среднего предпринимательства, — сказала Ляззат Рысбекова.

Как известно, данная программа должна кардинально изменить подходы по оказанию мер поддержки. А именно путем ее дифференциации по уровню технологической сложности производств и категориям бизнеса, а также обеспечения операционной эффективности господдержки. Такую задачу ставит Глава государства.

Учитывая предложения регионов, депутаты считают целесообразным предусмотреть в Единой программе отдельный раздел по поддержке сельского предпринимательства, путем включения в программу проекта «Ауыл Аманаты». Это позволит объединить все меры господдержки в одном конкретном документе, что очень удобно для субъектов МСБ, особенно для тех, кто только начинает свое дело.

При этом для активизации бизнеса на селе важно обеспечить доступность кредитных ресурсов, в первую очередь, путем рациональной оптимизации подтверждающих документов, а также решения проблемы оценки залогового имущества.

Следующая системная проблема связана с несовершенством налоговой политики в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Именно данный вопрос сегодня вызывает множество нареканий со стороны бизнес-сообщества. В первую очередь, это касается налога на добавленную стоимость, а именно предлагаемое повышение его ставки с 12 до 16%. Считаем, что вопрос повышения ставки НДС требует детальной проработки и обсуждения с отечественными предпринимателями. Правительству нужно также рассмотреть альтернативные «безболезненные» варианты, не влекущие рост налоговой нагрузки на бизнес. Кроме того, решения требуют проблемы возврата НДС, а также сохранения высокой нагрузки по налогам и социальным платежам на работодателей, достигающей порядка 39%, — заявила Ляззат Рысбекова.

В налоговой политике, по ее словам, нужен баланс интересов бизнеса и государства. Фискальные меры должны быть направлены на стимулирование малого бизнеса к укрупнению.

К сожалению, сейчас наблюдается обратная картина, а именно нарастающее дробление субъектов предпринимательства, являющееся одной из главных причин значительного роста количества малых предприятий. По мнению предпринимателей, 80% причин, влияющих на данную негативную тенденцию, связаны с действующей системой налогообложения. А 20% с мерами господдержки, которые в большей степени акцентированы на субъекты малого бизнеса, — добавила Ляззат Рысбекова.

Много вопросов у бизнеса, как сообщила сенатор, имеется к налоговому администрированию. В первую очередь, это касается признания сделок недействительными по искам органов госдоходов. Данная проблема приобрела массовый характер и стала, по сути, легким карательным путем для доначисления налогов.

Для решения данной проблемы при территориальных департаментах госдоходов были созданы Согласительные комиссии по досудебному рассмотрению материалов по таким сделкам. Вместе с тем, объективность решений, принимаемых Комиссией, вызывает у бизнеса сомнения. Основная причина этого — неурегулированность порядка деятельности данного коллегиального органа. В частности, сегодня шесть из семи членов Комиссии являются сотрудниками органа госдоходов и только один — представителем региональной Палаты предпринимателей. Определенные нарекания бизнес высказывает и в отношении камерального контроля. Данный инструмент аудита, предоставляющий предпринимателям возможность самостоятельно устранить налоговые ошибки, сегодня фактически превратился в дистанционную налоговую проверку. Конкретную задачу в этом вопросе поставил Глава государства, отметив, что целью налогового администрирования должно стать не наказание, а предупреждение. Еще одна системная проблема — это барьеры, сдерживающие развитие бизнеса, — подчеркнула Л. Рысбекова.

Было отмечено, что большие препоны для бизнеса сегодня имеются в сфере железнодорожных перевозок.

В первую очередь, по словам Л. Рысбековой, это связано с изношенностью инфраструктуры, а также наличием коррупционных рисков при предоставлении грузовых вагонов. Кроме того, вопросы вызывает политика КТЖ, продолжила она.

Одним из примеров недовольства бизнеса является отсутствие паритетности при перевозке грузов. Национальный перевозчик в большей степени делает акцент на транзитные перевозки, так как тарифы в данном направлении выше в 2,5 раза. Такая приоритизация идет в ущерб другим направлениям — экспортным, импортным, внутренним и, как следствие, приводит к простоям, нарушению сроков поставки и финансовым издержкам. Складывающаяся ситуация требует оперативного решения в рамках объявленной Главой государства трансформации КТЖ в транспортно-логистическую компанию, - заявила Л. Рысбекова.

Наряду с этим, резонные вопросы у бизнеса вызывают отдельные решения госорганов, которые дестимулируют развитие бизнеса. Примером является агропромышленный комплекс, продолжила сенатор.

По данным НПП «Атамекен», за последние два года Правительством вводились экспортные ограничения на 15 видов сельскохозяйственной продукции.Несомненно, основной причиной таких ограничительных мер является стабилизация цен на внутреннем рынке. Однако такие решения, которыю зачастую принимаются в сжатые сроки, приносят негативные последствия для бизнеса. Это срыв контрактов, порча продукции, остановка производства, а также потеря наработанных годами зарубежных рынков, — подчеркнула депутат.

Кроме того, согласно приведенным данным, за последние 5 лет в отраслевые Правила субсидирования более 50 раз вносились различные изменения. Постоянные изменения не только дезориентирует фермеров и инвесторов, но и не позволяет им выстраивать долгосрочные планы развития.

Еще один важный вопрос, который подняла Л. Рысбекова, это наличие административных барьеров для отечественных товаропроизводителей.

Как известно, в соответствии с приказом министра национальной экономики, не менее 30% полок торговых сетей и рынков должны быть отведены под продовольственные товары отечественного производства. Однако, как сообщают большинство регионов, на практике получается так, что данное требование исполняется посредством выставления товаров только крупных производителей страны и аффилированных компаний из соседних государств. А в случае договоренности о выставлении товаров более мелких предпринимателей, приходится платить неподъемную сумму, не говоря уже о выставлении продукции в проходимых местах. Складывающаяся ситуация не только сдерживает развитие казахстанских товаропроизводителей, но и приводит к нарастающему засилью импортных товаров. Поэтому считаем, что нужно усилить контроль за соблюдением действующих Правил, а также, учитывая предложения регионов, рассмотреть возможность увеличения установленного порога заполняемости субъектов внутренней торговли отечественными товарами до 50%, — резюмировала Л. Рысбекова.

Автор Серик Сабеков

Источник inform.kz