Народный банк Казахстана (НБК) стал на шаг ближе к приобретению «Казкоммерцбанка» (ККБ). И если раньше интрига заключалось в том, за какую цену «Народный» купит контрольный пакет акций ККБ, то сейчас в центре внимания остается вопрос, во сколько обойдется НБК докапитализация Казкома. «Народный» все ближе к цели

В прошлую пятницу пресс-служба «Казкоммерцбанка» распространила пресс-релиз о заключении банком в рамках планируемой продажи Казкома рамочного соглашения с правительством, регулятором, ФНБ «Самрук-Казына», «Народным банком», БТА и крупным акционером ККБ Кенесом Ракишевым.

Согласно релизу, соглашение предусматривает несколько пунктов. В качестве основных можно выделить четыре, которые следует разделить на две группы. К первой можно отнести то, что рамочные договоренности предполагают, во-первых, выкуп АО «Фонд проблемных кредитов» (ФПК) отдельных активов и прав требований у «БТА банка» и, во-вторых, погашение ссудной задолженности «БТА банка» перед «Казкоммерцбанком» в пределах Т2,4 трлн.

Ко второй группе следует отнести то, что, во-первых, соглашение предусматривает проведение «Народным» докапитализации Казкома, размер которой будет определен «по результатам комплексной проверки, проводимой в настоящее время совместно Народным банком и Национальным банком РК».

Во-вторых, и самое интересное заключается в том, что предварительные результаты этой проверки вывели такой размер необходимой докапитализации, по которому стоимость приобретаемых НБК акций «Казкоммерцбанка» у К. Ракишева и фонда «Самрук-Казына» «определена в номинальном размере 1 тенге за каждый пакет».

И это при том, что на 1 апреля этого года К. Ракишев, согласно информации сайта Казкома, контролировал 71,31% простых акций ККБ с учетом принадлежащих ему косвенно через АО «Qazaq Financial Group», тогда как ФНБ - 10,72%. То есть получается, что стоимость 82% простых акций Казкома была определена в размере Т2?!

Однако при этом пресс-служба Казкома не указывает саму сумму докапитализации, рассчитанной из предварительных результатов комплексной проверки.

Странное спасение

Мы не случайно разделили четыре пункта в две группы. Внимательный читатель заметит, что если пункты, подразделенные на группы, тесно взаимосвязаны, то вторая группа логически не вытекает из первой.

И, скорее всего, дело вот в чем.

Очевидно, что стоимость пакетов акций Казкома, принадлежащих К. Ракишеву и ФНБ «Самрук-Казына», в размере Т1 каждый определялась исходя из текущего финансового состояния ККБ, то есть с учетом колоссальной проблемной задолженности в сумме Т2,4 трлн со стороны БТА перед Казкомом. А это по состоянию на 1 мая этого года составляло почти 70% его ссудного портфеля, который на указанную дату достигал Т3,5 трлн. При этом долг БТА перед «Казкоммерцбанком» почти в 5 раз превышал собственный капитал ККБ в размере почти Т492 млрд.

Другими словами, для того чтобы капитал Казкома покрывал возможные убытки только по кредиту БТА, его необходимо увеличить почти в 5 раз для доформирования провизий. И если бы регулятор был последователен в пруденциальном регулировании, то он уже давно бы вынес предписание ККБ о необходимости создать дополнительные резервы. И если бы банк этого не сделал, то Нацбанк должен был лишить «Казкоммерцбанк» лицензии, поскольку его капитал оказался бы далеко в отрицательной зоне. 

Тем самым только из приведенных показателей и без комплексных проверок понятно, что сейчас Казком представляет собой классический «плохой» банк, а его реальная стоимость не только стремится к нулю, но и еще ниже.

Однако ситуация коренным образом поменяется в случае выкупа ФПК отдельных активов и прав требований у «БТА банка» и погашения ссудной задолженности БТА перед ККБ на Т2,4 трлн. В результате давление на капитал банка исчезнет, и «Казком» в момент превратится из проблемного БВУ в перспективный банковский институт, причем сохраняя второе место по размеру активов в Казахстане и имея хорошие показатели по ликвидности.

Вопросы без ответов

Очевидно, что, проведи «Народный банк» совместно с регулятором в этом случае комплексную проверку банка, оказалось бы, что стоимость пакетов акций К. Ракишева и ФНБ «Самрук-Казына» стоили далеко не Т1 каждый.

Чтобы представлять хотя бы примерно возможную цену ККБ в случае погашения перед ним задолженности БТА, следует отнять от текущих активов банка его обязательства. По информации Нацбанка, на 1 апреля этого года активы Казкома составляли почти Т4,7 трлн, а обязательства - чуть менее Т4,2 трлн.

Получается, что примерная стоимость «Казкоммерцбанка» после погашения перед ним задолженности БТА с помощью государства может достигать около Т500 млрд, или почти $1,6 млрд. Конечно, это несколько упрощенный расчет, тем не менее он дает хотя бы приблизительное представление о стоимости Казкома после возвращения всей суммы долга перед ним «БТА банком».

Поэтому справедливо возникают вопросы, почему стоимость пакетов простых акций Казкома, принадлежащих К. Ракишеву и ФНБ, определялась исходя из его текущего состояния, а не с учетом погашения перед ним с помощью государства задолженности БТА? Не потому ли, что в этом случае «Народный банк» отказался бы от покупки ККБ?

Почему превращение Казкома из «плохого» в «хороший» банк происходит за счет госбюджета, а главным получателем выгоды от этого будет частный банк?

Как будет определяться стоимость простых акций новой эмиссии ККБ, объявленной еще 15 мая этого года в количестве 22,9 млрд штук, большую часть которых, предположительно, выкупит «Народный банк»? По тому же принципу, что и цена пакетов акций К. Ракишева и ФНБ «Самрук-Казына»?

Если да, то можно подсчитать: раз стоимость 82% текущих простых акций в количестве 902 млн от 1,1 млрд существовавших до новой эмиссии определена в размере Т2, то стоимость акций всей новой эмиссии будет равна примерно Т50.

Но как бы то ни было, очевидно уже сейчас, что вряд ли докапитализация Казкома «Народным банком» будет масштабной, поскольку в случае погашения кредита БТА перед ККБ необходимость больших вливаний в капитал последнего если и останется, то будет минимальной. А какой она окажется на самом деле, узнаем уже скоро.

 

Источник: КазТАГ