Деньги на "черный день" есть лишь у 1 из 4-х казахстанцев, при этом они хранятся, как правило, в тенге, в которое население не особо верит. Но и это прогресс: за последние неполные 2 года ситуация была еще хуже. Таковы данные опроса населения, проведенного в ноябре по заказу Нацбанка.

Три четверти казахстанцев признались в отсутствии накоплений

По данным ноябрьского опроса Нацбанка, личные сбережения и/или денежные накопления имеют 24,4% респондентов. Несмотря на то что запас на «черный день» есть менее чем у четверти населения, это можно считать положительным результатом: это максимальный показатель с января 2016 года (более ранних данных нет). Годом ранее, в ноябре 2016 года, о наличии сбережений заявили 16,1% респондентов, в январе 2017 года – 16,3%.

При этом приумножить их удалось далеко не всем. За последние 12 месяцев это удалось сделать 43,2% от тех участников опроса, кто утвердительно ответил на предыдущий вопрос. Тех, накопления которых стали меньше – 19,7%. К слову, в ноябре 2016 года эти показатели составляли 36,5% и 17,8% соответственно.

Отложить хоть какую-то сумму денег в ноябре удалось 18,4% опрошенных, что несмотря на маленькое значение, также является максимальным показателем за 2 года. Правда, более четверти респондентов (28,6%) сообщили, что отложили в этом месяце меньше обычного, а вот тех, кто смог увеличить отчисления оказалось меньше – 19,9%.

Интересно, что казахстанцы постепенно снижают планку в вопросе, какую сумму можно считать накоплением. Более четверти опрошенных (26,6%) считают, что к таковым может относиться любая «заначка»: столько респондентов дало ответ «до 100 тысяч тенге». Это максимальное значение с апреля 2016 года. В целом, ответ «до 300 тысяч тенге» дали 40% респондентов. Годом ранее их было гораздо меньше — всего 29,7%.

А вот ответы на вопрос «Как вы считаете, сейчас хорошее или плохое время для того, чтобы делать сбережения?» распределились примерно поровну. Тех, кто считает, что время для накоплений пришло, в ноябре оказалось 24%; тех, кто придерживается противоположной точки зрения – 22,8% (остальные не смогли дать однозначный ответ). При этом количество позитивно настроенных казахстанцев за год значительно выросло: в ноябре 2016 года показатели составляли соответственно 18,3% и 37,5%.

Население держит деньги в тенге, но верит в его обесценивание

Подавляющее большинство казахстанцев, имеющих сбережения в наличной форме, хранят деньги в тенге

– такой ответ дали 88% респондентов (можно было давать несколько вариантов ответов). Это значительно больше, чем годом ранее – в ноябре 2016 года показатель составлял 77,1%. Доля казахстанцев, доверяющих иностранным валютам, сократилась:

  • хранящих деньги в долларах — с 28,6% до 21,7%;
  • в евро – с 8,6% до 6,5%;
  • в рублях – с 5,7% до 4,3%.

Успех политики дедолларизации и усиление веры в национальную валюту? Как бы не так. Настроение населения относительно курса тенге сейчас одно из самых пессимистичных. В то, что курс доллара вырастет, верит 59,8% респондентов – выше было только в августе и сентябре 2017 года, а также в январе 2016. Тех, кто считает, что курс упадет, оказалось 7,7% — меньше оптимистов было только в августе-октябре 2017 года, а в марте этого года их число превышало 22%.

Тогда почему казахстанцы не обезопасят свои накопления, переведя их в иностранную валюту?

Потому что большинство хранит свои сбережения в банках (69,1% — максимальный показатель за 2 года), а процент по депозитам в тенге намного превосходит вознаграждение по валютным вкладам. И в этом есть своя логика: тенге может и не обесцениться, а процент по депозиту будет точно.

Казахстанцы ждут роста цен

Традиционно в преддверии Нового года население ждет роста цен. В ноябре об этом сообщили 73,1% респондентов. Больше было только один раз – в ноябре 2016 года. Однако структура ответов отличается: выросла доля тех, кто считает, что цены вырастут очень сильно (33% сейчас против 25,1% годом ранее), но их пока все равно меньше, чем верящих в умеренный рост (40,1% и 54% соответственно).

Но ощущения казахстанцев традиционно не совпадают с официальной оценкой инфляции. Практически каждый раз больше половины участников опроса считают, что цены в последние 12 месяцев росли быстрее, чем ранее (в ноябре 2017 – 52,7%). При этом как минимум четверть отпрошенных уверяет, что годовой рост превышает 20% (по данным последнего опроса – 27,8%; меньше было только однажды – в октябре, 27,6%).

 

Источник: 365info.kz