В лексиконе правительственных чиновников экономического блока, похоже, все большую популярность приобретает новомодный термин «инвестиционный хаб». Именно финансовым узловым центром для Евразийского региона, по заверению некоторых казахстанских министров, в недалеком будущем станет Казахстан. Такой вывод можно сделать из их выступлений на прошедшем 25-26 мая IX Астанинском экономическом форуме «Новая экономическая реальность: диверсификация, инновации и экономика знаний». Но суждено ли этому стать реальностью? Попробуем разобраться.

 

Голубая мечта министров

 

Больше всего из чиновников в декларировании новой амбициозной идеи на АЭФ-2016 отличились министр по инвестициям и развитию Асет Исекешев и новый министр национальной экономики Куандык Бишимбаев.

 

Например, первый на полном серьезе заявил, что «мы преодолели общее восприятие о том, что Казахстан - страна, ориентированная только на сырье». После подобных заявлений создается впечатление, что казахстанские чиновники и все остальные живут на разных планетах. И вот почему.

 

Во-первых, со слов министра так и осталось непонятным, каким таким чудесным образом «мы преодолели общее восприятие о том, что Казахстан - страна, ориентированная только на сырье». Ведь, напротив, резкий обвал цен на нефть и металлы, ставший в 2015-м объективной причиной беспрецедентной девальвации нацвалюты и замедления роста ВВП до 1,2% (то есть до показателя кризисного 2009-го), в очередной раз наглядно показал чрезмерную зависимость казахстанской экономики от сырья и его экспорта.

 

Во-вторых, экономические последствия для хозяйственной системы Казахстана и его бюджета от обвала нефтяных цен, как никто и ничто красноречиво, и что самое главное - объективно, продемонстрировали неэффективность чиновников и проводимой ими экономической политики в деле диверсификации экономики и уменьшения ее зависимости от сырьевого сектора на протяжении как минимум последнего десятилетия.

 

Поэтому не иначе как издевательством над здравым смыслом заявление главы МИР о преодолении восприятия Казахстана как страны, ориентированной только на сырье, назвать сложно. Хотя если мыслить категориями председателя комитета административной полиции МВД РК Игоря Лепехи, высказанными им по итогам известных событий 21 мая, слова А. Исекешева вполне тянут на очередное недоразумение со стороны госслужащего.

 

Дальше – больше. Как сообщил глава МИР, с точки зрения привлечения инвестиций задача правительства в среднесрочной перспективе заключается в превращении Казахстана в инвестиционный хаб. «То есть Казахстан - это новое инвестиционное направление для Евразии», - пояснил министр.

 

Ему вторил Куандык Бишимбаев: «Мы собираемся трансформировать Казахстан в инвестиционный хаб Евразийского экономического союза, который привлечет зарубежных инвесторов, которые могут использовать нашу страну как платформу для расширения своей деятельности с другими членами союза».

 

Однако ни тот ни другой не пояснили, как они собираются реализовывать столь грандиозный план.

 

До диверсификации как до Луны

 

В то же время А. Исекешев подтвердил намерение привлечь в Казахстан десятки миллиардов долларов иностранных инвестиций. «У нас есть цель: привлечь $100 млрд в нашу экономику в ближайшие 10 лет. Сейчас мы работаем над портфолио, у нас есть 200 проектов с иностранным участием, мы рады видеть любых инвесторов», - отметил чиновник.

 

Напомним, что эту задачу не так давно перед правительством поставил президент. Причем на удивление она выглядит весьма скромно на фоне других амбициозных планов правительства и, более того, несопоставима по масштабам с намерениями чиновников сделать Казахстан инвестиционным узловым центром в Евразийском регионе.

 

Объясним почему. Для этого обратимся к официальной информации - данным Национального банка. Согласно выкладкам регулятора, валовой приток прямых иностранных инвестиций в Казахстан с 2005-го по первое полугодие прошлого года включительно составил примерно $215 млрд.

 

То есть только за неполные прошлые 10 лет в экономику страны иностранные инвесторы вложили в два с лишним раза больше средств, чем планируется привлечь в ближайшее десятилетие! Причем только 10% из этого объема было направлено в несырьевой сектор. «Сегодня инвесторы заинтересованы в традиционных сферах добычи природных ископаемых, но интерес к переработке также растет. Сфера переработки привлекла более $20 млрд», - отрапортовал глава МИР.

 

Если при этом учитывать, что на фоне притока указанного объема иностранного капитала в предыдущее десятилетие ежегодный средний рост реального ВВП составил 5,9%, то напрашивается неутешительный вывод. А именно: в случае удачной реализации заявленных планов по привлечению иностранных капиталовложений в ближайшие 10 лет средний показатель экономического роста (даже при самом оптимистичном сценарии) будет намного ниже, чем в период с 2005 по 2015 годы.

 

И все дело в том, что экономическая политика правительства, несмотря на все заявления чиновников о диверсификации и структурных реформах, по-прежнему в первую очередь делает ставку на иностранные инвестиции и наращивание сырьевого экспорта в деле обеспечения экономического роста. Другими словами, государство продолжает поддерживать и укреплять сырьевую модель экономики.

 

Не верите? Тогда обратите внимание, что больше чем треть плана по привлечению иностранного капитала в казахстанскую экономику в ближайшее десятилетие может выполнить только «Тенгизшевройл» во главе с американской нефтяной корпорацией Chevron. Как сообщил недавно в интервью изданию Wall Street Journal министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев, консорциум намерен, начиная со следующего года, направить до $37 млрд в рамках финансирования проекта по наращиванию добычи на Тенгизском нефтегазовом месторождении.

 

Ожидается, что это позволит увеличить нефтедобычу на Тенгизе с 26 до 38 млн тонн в год. По крайней мере такой прогноз давал еще в конце 2015-го вице-министр энергетики Казахстана Магзум Мирзагалиев.

 

Поэтому до уменьшения зависимости казахстанской экономики от сырья нынешнему правительству - как до Луны. А исходя только из намерений «Тенгизшевройла» в нефтегазовом секторе, даже без учета планов по Кашаганскому и Карачаганакскому месторождениям, выбор главной темы IX Астанинского экономического форума «Новая экономическая реальность: диверсификация, инновации и экономика знаний» справедливо можно назвать еще одним большим недоразумением.

 

Более того, на фоне недавних сообщений о невыплате сотрудникам казахстанских научно-исследовательских институтов в течение последних месяцев заработных плат проведение форума, в теме которого значится в том числе экономика знаний, и вовсе выглядит цинично.

 

Не по Сеньке шапка

 

Что касается масштабного плана чиновников превратить Казахстан в евразийский инвестиционный хаб, то он имеет все шансы остаться только на бумаге. И этому есть ряд причин. Во-первых, нетрудно догадаться, что центральную роль в деле создания инвестиционного узла для всей Евразии власти отводят проекту международного финансового центра «Астана» (МФЦА), который также пока существует только на уровне деклараций о намерениях.

 

Не в пользу того, что чиновникам удастся реализовать столь амбициозную задачу, указывает полностью провальный опыт по созданию Регионального финансового центра Алматы (РФЦА). Многие еще помнят, сколько было рекламы и шумихи вокруг этого проекта, который власти пытались также позиционировать в качестве инвестиционной площадки для эмитентов со всего Центрально-Азиатского региона и иностранных инвесторов.

 

Еще свежи в памяти официальные обещания через РФЦА поднять казахстанский фондовый рынок путем размещения на нем акций, так называемых «голубых фишек» - крупных и инвестиционно привлекательных нацкомпаний по разрекламированной, но не реализованной до конца программе «народное IPO», о которой благополучно забыли.

 

В общем, не по Сеньке оказалась шапка. Чем все это закончилось, известно: эмитенты из других стран Центрально-Азиатского региона и тем более международные инвесторы так и не появились на казахстанской фондовой площадке. Проведение первичного размещения акций большинства заявленных квазигосструктур вначале откладывали, а затем и вовсе спустили на тормозах.

 

После этого РФЦА вначале попытались преобразовать в центр по продвижению исламского финансирования в Казахстане, а позднее и вовсе ликвидировали за ненадобностью. При этом до сих пор неизвестно, сколько было выброшено государственных денег на ветер при реализации этого горе-проекта.

 

Теперь же вместо РФЦА чиновники решили создавать уже даже не региональный, а международный финансовый центр «Астана». Именно о нем речь шла на ежегодном заседании совета иностранных инвесторов при президенте 27 мая. Как отметил на нем глава государства, МФЦА в первую очередь должен стать финцентром для нашего региона.

 

«Мы знаем такие (финансовые – КазТАГ) центры, как Токио, Лондон, Нью-Йорк. Наверное, (при создании МФЦА – КазТАГ) мы замахиваться на это сейчас не будем, сначала надо завоевать наш регион», - отметил Н.Назарбаев.

 

Понятно, что аппетит приходит во время еды, но возникает справедливый вопрос: что может сделать МФЦА финцентром для всего Евразийского региона, когда текущее состояние казахстанского фондового рынка по многим причинам не может полностью обеспечить потребности в финансировании даже казахстанских эмитентов?

 

Более того, для того чтобы привлекать инвестиции, а тем более формировать инвестиционный центр для всего региона, одной только политической воли недостаточно. Необходимы соответствующий инвестиционный климат, развитая финансовая инфраструктура, высокое качество госуправления и политических институтов, независимость судебной системы, низкий уровень коррупции и отсутствие монополии на принятие экономических решений.

 

А то, что этого сегодня в Казахстане нет, очевидный факт. И ожидать, что все это по мановению волшебной палочки Акорды вдруг возникнет в один момент, наивно.

 

Семь раз отмерь – один раз отрежь

 

При этом не следует забывать, особенно потенциальным инвесторам, чем обернулось для многих из них вложение средств в Казахстан в докризисные годы. В частности, можно вспомнить многомиллиардные потери зарубежных кредиторов после дефолтов и двух реструктуризаций внешних обязательств банков БТА и «Альянс».

 

Только этих примеров достаточно, чтобы служить грозным предостережением для иностранных владельцев капитала. Предостережением от того, что планы чиновников по превращению Казахстана в инвестиционный хаб могут (но не обязательно) оказаться для кого-то из зарубежных инвесторов очередной инвестиционной дырой.

 

На то, что эти риски остаются высокими, указывает в том числе снижение еще 17 февраля этого года международным рейтинговым агентством Standard & Poor’s Ratings Services долгосрочного суверенного кредитного рейтинга Казахстана в иностранной и национальной валюте с «BBB» до «BBB-». Причем прогноз по рейтингам «негативный».

 

Напомним, что, согласно классификации S&P, рейтинг «ВВВ-» является самым низким из рейтингов инвестиционной категории, а прогноз «негативный» означает, что вероятность дальнейшего снижения рейтинговой оценки выше, чем ее повышения.

 

Так что, конечно, наполеоновские планы по превращению Казахстана в инвестиционный узловой центр Евразии и по созданию международного финансового центра «Астана» на словах звучат красиво и привлекательно, но вот только верится с трудом, что когда-нибудь успешная их реализация в исполнении правящей бюрократии станет реальностью.

 

Хотелось бы ошибаться, но прежний негативный опыт подсказывает, что эти планы ждет такая же судьба, как, например, программы «тридцать корпоративных лидеров», кластерной инициативы или многочисленных заявлений по диверсификации экономики.

 

Впрочем, поживем - увидим.

 

 

Источник: КазТАГ