Казахстанцы все еще надеются на улучшение финансового положения и учатся экономить на одежде и обуви, ожидая повышения цен. Ведущие эксперты в сфере социологических и маркетинговых исследований Казахстана обсудили влияние мировых событий последних пяти лет на настроения и потребительское поведение казахстанцев при текущей гиперинфляции, сообщает press.kz .

Что такое гиперинфляция?

Как меняется поведение покупателей под давлением гиперинфляции

Так, по словам генерального директора «ИПСОС» в Казахстане Рашиды Фатиховой, казахстанцы не признаются, что их финансовое положение ухудшилось — большинство респондентов указывают на то, что доходы не изменились, тогда как на самом деле в 2022 году они сильно снизились.

Надежда у наших людей не угасает. Казахстанцы надеются и рассчитывают на то, что в ближайшие полгода финансовое положение улучшится. Также казахстанцы стали заметно больше экономить на одежде, обуви и аксессуарах. Стараются меньше тратить на такие крупные покупки как машина, дом, крупная бытовая техника, мебель. Их позволить себе могут только 20% населения. При этом сбережения у казахстанцев в 2023 году увеличились по сравнению с прошлым годом на 10%, — отметила Рашида Фатихова.

В 2023 году в жестком режиме экономии живут 28% казахстанцев (прирост за год 18%). И это за счет уменьшения трат, перехода на более дешевые бренды, а также за счет выбора более дешевых маркетплейсов с выгодными или акционными предложениями.

Большинство приобретает одежду и обувь на базарах и в ТРЦ. Покупки в спецмагазинах, фирменных, брендовых магазинах, в онлайн-магазинах составляют совсем небольшую долю – около 20%. В ближайший год люди будут экономить, они ожидают роста цен, — поделилась Рашида Фатихова.

Тенденцию беспокойства населения подтвердил и президент центра бизнес-информации, социологических и маркетинговых исследований «BISAM Central Asia», социолог Леонид Гуревич.

Почему люди экономят, но уровень сбережений снижается. Здесь, во-первых, ощущение ситуации: мы видим растущую нестабильность и одновременно снижается доверие. Мы недавно участвовали в большой конференции, где обсуждали уровень общественного доверия. Не только в Казахстане, а по всему миру, сейчас очень резко снижается доверие к власти, ко всем ее институтам. Вместе с этим снижается доверие к банкам. И, наконец, новое явление, которое ставит под вопрос глобальные процессы — сильная встревоженность массового сознания цифровым мошенничеством. Мы, социологи, очень сильно это ощущаем на себе. Сейчас люди просто не хотят разговаривать, боятся. Общий показатель отказов доходит до 90%, хотя еще недавно было 30%, — отметил социолог.

Руководитель «BRIF Research Group», ключевого отечественного игрока на рынке маркетинговых и социальных исследований, Александр Рузанов отметил, что под влиянием многих факторов текущей ситуации у казахстанцев формируется кризисная ментальность.

По нашим исследованиям и систематичным замерам, где-то с 2012 года у людей в Казахстане устойчиво стала формироваться кризисная ментальность. Если кризисы до этого были циклическими: например, в 2008 году начался сильный кризис, в 2009 году он начал снижаться, к 2010 году люди уже жили нормально. Получается, что за это время люди входили в режим экономии, а потом быстро адаптировались к новому уровню. Однако с 2012 года ситуация поменялась — кризис не прекращается. Условия системно и постепенно ухудшаются. Я уже не говорю о последних нескольких годах. Формируется так называемое кризисное мышление. С годами оно «затвердевает» и становится постоянным стереотипом поведения. Как следствие, казахстанцы стали больше покупать товар в секонд-хендах, чаще ремонтировать в мастерских. И если раньше ту же одежду и обувь легко меняли, сейчас больше обращаются к подержанной одежде и чаще ремонтируют, — рассказал Александр Рузанов.

Однако генеральный продюсер Central Asia Fashion Милена Ершова такую точку зрения не поддержала. Она уверена, что казахстанцев постепенно захватывает мировой тренд «устойчивой и экологичной моды». Таким образом, люди следуют мировой тенденции и выбирают путь sustainable fashion, все больше задумываясь о возобновляемости ресурсов и трансляции экологичности.

Почему никакая «экономность» не помогает казахстанцам

Исследования «BISAM Central Asia» показали, что мировой кризис заслонил в сознании казахстанцев внутренние потрясения. Трагические январские события 2022 года в Казахстане «очень сильно повлияли» на 20% опрошенных, «заметно повлияли» на 24%, «незначительно повлияли» на 34%, «не повлияли вообще» на 22% участников опроса.

В то же время, введение санкций против России и мировой экономический и геополитический кризис, вызванный войной в Украине, гораздо больше обеспокоил граждан Казахстана.

Мировой кризис в потребительском поведении казахстанцев породил два противоречивых явления. Во-первых, рост цен в корне изменил тренд потребительского поведения, он теперь определяется стремлением максимальной экономии. Во-вторых, рост цен оказался настолько велик, что никакая экономность людям не помогает. Казахстанцы вынуждены увеличивать расходы на продукты, товары и услуги. Возникли экстремальные режимы экономии в семьях, — отметил Леонид Гуревич.

Социологи классифицировали подходы к экономии. Люди отвечали на вопрос об изменении их покупательского поведения. 40% опрошенных перешли на усиленный режим экономии, и чуть меньше — на умеренный режим. И лишь пятая часть казахстанцев обходится без усиленной экономии.

Даже самая высокодоходная группа, не более 10%, позволила себе не экономить и тратить больше. То есть, как бы люди не пытались экономить, они вынуждены увеличить расходы на еду, на хозяйственные товары, на лекарства, на коммунальные платежи. Но в то же время люди продолжают тратить на посещение кафе, ресторанов, мест отдыха, кинотеатров, на досуг. Вывод таков: несмотря на то, что уровень жизни снизился, люди стремятся сохранить хотя бы качество жизни, — отметил Леонид Гуревич.

Автор Венера Касумова

Источник press.kz