Эксперты KPMG рассказали о перспективах и проблемах развития системы контроля за ценами в сфере здравоохранения республики, сообщает forbes.kz.
Фото: pexels.com
В Казахстане набирает обороты процесс дерегулирования цен на лекарства. При этом Казахстан является единственной страной в ЕАЭС, которая регулирует цены на все препараты.
Справка: приказом министра здравоохранения РК от 3 июля 2023 года № 124 были внесены изменения в правила регулирования, формирования предельных цен и наценки на лекарства, а также медицинские изделия в рамках гарантированного объема бесплатной медпомощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования.
Что такое дерегулирование цен? Это процесс отмены или смягчения государственного контроля за ценами на товары и услуги. В контексте законодательства РК дерегулирование цен означает устранение или снижение государственного вмешательства в процесс установления цен на товары и услуги, что позволяет рыночным механизмам свободно определять цены в соответствии со спросом и предложением.
В Казахстане процесс дерегулирования цен на лекарства начался в рамках широких реформ здравоохранения и фармацевтической индустрии. Эти реформы были призваны улучшить доступность лекарств для населения, повысить качество медицинской помощи и стимулировать конкуренцию на фармрынке. На данный момент регулируется полный перечень лекарств – это порядка 7705 препаратов. В данный перечень входят как рецептурные, так и безрецептурные лекарства.
Этапы дерегулирования цен
В рамках реформы дерегулирование цен на лекарства планировалось осуществить в три этапа, в период с 2022 по 2026 год:
- на первом этапе (2022–2023 годы) – 2551 лекарственное средство, среди которых гомеопатические средства, БАДы, витамины и лекарственные препараты, направленные на лечение несложных заболеваний;
- на втором этапе (2023–2025 годы) – рецептурные препараты и антибиотики;
- на заключительном третьем этапе (2025 –2026 годы) – остальные препараты, за исключением тех, которые останутся под государственным регулированием.
Критерии регистрации цен на лекарства
Отметим, что регистрация цен на лекарства осуществляется на основании заявления производителя. При регистрации цен на лекарства учитываются следующие критерии:
1) предоставленная предельная цена производителя не превышает среднего значения цены франко-завод;
2) предоставленная предельная цена производителя на ввозимые лекарства не выше максимального значения цен, указанных в предоставленных документах (копия инвойса (накладной) или счет-фактуры);
3) предоставленная предельная цена производителя для оптовой и розничной реализации на ввозимые лекарства не выше максимального значения цен, указанных в контракте или договоре о приобретении лекарств;
4) маркетинговые расходы, не превышающие 30% от значения предельной цены производителя;
5) транспортные расходы от производителя до границы РК, не превышающие 15% от значения цены производителя.
В случае несоответствия зарегистрированной цены вышеуказанным критериям государственная экспертная организация направляет мотивированный отказ в регистрации цены на лекарственное средство.
Основные изменения в законодательстве
Отмечаем, что первый этап дерегулирования цен уже произошел. Одним из основных изменений в правилах регулирования, формирования предельных цен и наценки на лекарства, а также на медицинские изделия в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования является исключение из перечня лекарств, подлежащих ценовому регулированию, безрецептурных лекарств для оптовой и розничной реализации.
Исключение из перечня лекарств, подлежащих ценовому регулированию, безрецептурных лекарств для оптовой и розничной реализации позволит производителям и продавцам устанавливать цены на такие препараты независимо от государственного контроля за ценами. Это даст свободу рыночной ценообразующей политики для данных лекарств и позволит адаптировать цены к спросу и конкуренции на рынке.
Для производителей это означает большую гибкость в установлении цен и возможность реагировать на изменения в спросе и предложении. Для потребителей это может означать больший выбор и доступность лекарств без рецепта по более гибким ценам, а также стимулировать конкуренцию между производителями, что может способствовать снижению цен и повышению качества товаров.
Следующим важным изменением в рамках реформы является исключение обязательного нахождения лекарственного средства в Казахстанском национальном лекарственном формуляре и (или) в перечне лекарств и медицинских изделий для бесплатного и (или) льготного амбулаторного обеспечения отдельных категорий граждан с определенными заболеваниями.
Отказ от требования о включении лекарственного средства в Казахстанский национальный лекарственный формуляр или в перечень лекарств и медицинских изделий для бесплатного или льготного амбулаторного обеспечения отдельных категорий граждан с определенными заболеваниями может иметь несколько важных последствий:
- позволит учитывать индивидуальные потребности пациентов и предоставлять им доступ к необходимым лекарственным средствам, даже если они не включены в общедоступные списки. Это особенно важно для пациентов с редкими или тяжелыми заболеваниями, у которых могут быть специфические медицинские потребности;
- позволит врачам иметь большую свободу в выборе лекарств и предоставлять пациентам наиболее подходящее лечение в соответствии с их индивидуальными потребностями, состоянием здоровья и реакцией на препараты;
- будет способствовать стимулированию разработки новых лекарств и медицинских технологий, так как производители получают возможность внедрять новые препараты на рынок и протестировать их эффективность без необходимости включения в обязательные списки.
Дерегулирование цен на лекарства может вызвать как положительную, так и отрицательную динамику.
Одним из основных недостатков может быть возможный рост цен на медикаменты. Такой исход возможен потенциально из-за недостаточной конкуренции на рынке или из-за желания производителей получить максимальную прибыль. Тем не менее в рамках первого этапа дерегулирования цен на лекарства была отмечена положительная динамика на лекарственные цены.
В заключение хотелось бы отметить, что внедрение процесса дерегулирования цен на лекарства представляет собой важный этап в реформировании системы ценообразования на лекарства. В рамках данной системы не будут устанавливаться максимальные цены на лекарства, которые могут быть проданы в аптечных организациях. Это означает, что производители и поставщики смогут устанавливать цены на свои продукты.
Переход к системе осуществляется с целью обеспечения доступности лекарств для населения, контроля за ценами на лекарства и стимулирования конкуренции на фармацевтическом рынке. Это позволяет более эффективно регулировать цены на лекарства, учитывая факторы, такие как себестоимость производства, конкуренция на рынке и спрос на лекарственные препараты.
Авторы Асель Казбекова, Нургали Жанибек
Источник forbes.kz