Согласно новому Национальному плану развития, за пять лет ВВП РК должен достичь 450 млрд долларов. Это почти в 2 раза больше, чем в прошлом году. Среднегодовые темпы роста экономики запланированы на уровне 6-7%. Но в ряде моментов планы государства по улучшению благосостояния граждан вызывают обоснованный скепсис , сообщает exclusive.kz .
Фото: freepik.com
Ещё в начале февраля текущего года казахстанской общественности предложили обсудить Национальный план развития Казахстана до 2029 года, разработанный Агентством по стратегическому развитию и реформам РК. Проект Национального плана до 2029 года во многом совпадает с видением развития Казахстана, отражённом в докладе Всемирного банка «Об экономике Казахстана – Зима 2023-2024». Правда, цифры по индикаторам в проекте Нацплана значительно выше, что должно предполагать и более радикальные шаги. Ведь только при кардинальных экономических и политических изменениях достижим высокий качественный рост.
Нацплан прогнозирует рост экономики в течение пяти лет на уровне 6–7%. Очень похоже на цифры, полученные просто указанием желаемого темпа роста. Другие индикативные цифры также нереальны при существующих условиях ведения бизнеса. Например, удвоение производительности труда в сельском хозяйстве, рост выпуска инновационной продукции на 80%, удовлетворенность работодателей качеством подготовки кадров с техническим и профессиональным образованием с 60 до 90%.
Также по Плану предполагается сохранение жёсткой денежно-кредитной политики. Но если сейчас базовая ставка находится на уровне 14,75%, то ставка для бизнеса – около 20%. А потому очевидно, что это будет продолжать тормозить развитие бизнеса и увеличивать суммы обслуживания долга бюджета. Хотя Всемирный банк настоятельно рекомендует такую политику, утверждая, что в противном случае нас ждёт рост инфляции.
Почему инфляция должна вырасти при снижении ставки?
Если бизнес, выйдя из тени, начнет активно кредитоваться и наращивать производство, то вырастет количество занятых людей, следовательно, и доходы населения. И даже если общий уровень цен поднимется, то это произойдёт синхронно с оплатой труда. Возможно, это меньшее из зол, учитывая постоянные жалобы на более высокие цены у соседей, на что мы в любом случае реагируем искусственным ростом цен на то же дизтопливо и другие товары.
Едва ли вырастет и потребительское кредитование, этот индикатор и так приблизился к максимальному уровню.
Так всё же, может быть, стоит существенно снизить ставку? Ведь совсем недавно, в 2012 году, ставка была 5,5%.
Ещё одна проблема, которая наблюдается в течение нескольких лет – нерентабельность тарифов на энерго- и газоснабжение, пассажирские и грузовые перевозки и прочие процессы. Говорить о модернизации отраслей без повышения тарифов просто нереально, но и продолжать дотации тоже уже невозможно.
Есть апробированный в мире механизм – тариф в обмен на инвестиции, но с учётом того, что в стране много населения, живущего за чертой бедности, тарифы должны быть дифференцированы.
Использование бюджета
Спрос на основные товары и услуги в нашей стране в основном определяет государство. Поэтому нужно обязать все министерства и акиматы покупать все товары и услуги у отечественных производителей. Тогда как закуп у иностранных компаний должен производиться лишь при отсутствии товара внутри страны.
Дефицит бюджета покрывается из Нацфонда и за счет госдолга. При этом постоянно идут публикации о не освоении полученных средств администраторами бюджетных программ. В связи с этим возникает вопрос: «Может, нужно убрать функцию финансирования проектов из министерств?».
Ведь если министерства будут заниматься исключительно формированием отраслевых политик, регуляторными функциями, тогда изменится качество министерств.
Есть и другой не менее важный вопрос, требующий решения. Проблема в том, что квазигоссектор и около 6 000 небольших, в основном нерентабельных предприятий при различных государственных органах (доклад ВБ – Ред.) создают неравные условия для частных предприятий. А если нет конкуренции, то не растет и производительность.
Не нужно ли сделать анализ содержания квазигоссектора и предприятий при госорганах?
Условия работы бизнеса
Сегодня всё больше становится очевидным, что условия ведения бизнеса не располагают к инвестициям. Налоги и платежи: КПН, НДС, платежи за работника (ОСМС, соцналог, часть пенсионных отчислений и другие обязательные отчисления в бюджет) – все вместе составляют больше 40%.
Очевидно, что нам необходимо снижать и сокращать налоги, хотя осторожные госслужащие и говорят, что у других стран налоги выше.
Но, во-первых, какое нам дело до них? Нам нужно думать о наших предпринимателях.
Во-вторых, есть страны с налоговым раем.
Например, в ОАЭ: КПН — 9%, НДС — 5%, налогов с физических лиц нет.
За счет чего формируется бюджет ОАЭ? Иностранные компании, занятые добычей нефти и газа, платят от 55 до 85% от операционной выручки! И базовая ставка при этом составляет 5,4%. Конечно, при таких благоприятных условиях бизнес процветает и даже не просит помощи у государства.
Теневая экономика
Скрытая экономика составляет около 35%, по международным оценкам. Хотя по ощущениям бизнеса – больше.
Чтобы бизнес вышел из тени, государству нужно создать для него условия.
О чем говорит бизнес:
› Высокие налоги и что их много. Следовательно, по данному пункту необходимо снижать и сокращать налоги.
› Поборы проверяющих органов, особенно налоговой службы. Здесь единственный путь для решения проблемы – полная информатизация и исключение прихода налогового инспектора, а также других проверяющих, не связанных с безопасностью для здоровья и экологии.
Но даже после этого выйти бизнесу из тени все равно рискованно, поэтому государству необходимо будет забыть о наказании и, возможно, принять решение об освобождении от налогов на пару лет ряда отраслей. Данный вопрос, безусловно, должен обсуждаться между бизнесом и государством.
Бизнесу будет выгодно работать по-белому, потому что при условии снижения ставки они смогут брать кредиты для расширения, так как смогут показывать обороты. А значит, и соответствовать Нацплану, где четко написано:
«Качественной составляющей экономического роста станет кратное увеличение инвестиций в основной капитал и производительности труда».
Повышение производительности труда
Этот показатель нельзя получить искусственно. Нужно ли либо повышать уровень образования выпускников вузов и колледжей, либо всё, что возможно, заменять роботами и ИИ.
Очевидно, что лучше вкладывать в образование. Тогда люди с высокой квалификацией создадут еще лучше роботов и больше инноваций.
Иначе мы всегда будем догоняющими.
Инвестиции в основной капитал – иностранные и отечественные
Инвестиции предпочтительнее всё-таки отечественные. В этом случае собственность будет казахстанская, соответственно и подрядные работы будут в основном выполняться казахстанцами, увеличивая занятость.
Конечно, за исключением проектов, когда не хватает компетенций у наших специалистов или у нас нет выхода на международные рынки. Но даже в этом случае нужно договариваться об обучении наших работников.
«Отсутствие таможенных пошлин и НДС на импортные товары, поставляемые на проекты крупных нефтегазовых игроков с иностранным участием, значительно ограничивает развитие конкурентоспособных местных аналогов», – говориться в Нацплане.
Поэтому не без основания казахстанские предприниматели задаются немаловажным вопросом: «Почему преференции, гарантированный закуп предоставляются иностранным компаниям, а не отечественному бизнесу?».
Что еще мешает бизнесу (особенно МСБ):
- Проверки налоговой инспекции (надо все информатизировать).
- При оплате QR комиссия 0,5-0,9%.
- При оплате через терминал карточкой другого банка комиссия 1,5-3%.
На первый взгляд может показаться немного, но от общих сумм для малого бизнеса это много!
Конечно, банкам тоже нужно зарабатывать, но поскольку у нас приоритет — развитие реального сектора экономики, то нужны регулярные переговоры между бизнесом, финансовым сектором и государственными органами.
Создание новых производств в обрабатывающей промышленности
Предприятий обрабатывающей промышленности реально мало!
Почему? Чтобы создать товар более-менее высокого передела, нужно рассчитать план на минимум 5 лет, нужно купить оборудование, привлечь деньги, найти рынки сбыта – это все финансово затратно и связано с рисками. Поэтому таких предприятий мало.
Просто уговоры правительства не дадут результата. Но для увеличения количества производств нужно освобождение от налогов при создании нового производства на 3 года.
Государство ничего не потеряет, поскольку налоговых поступлений всё равно не было бы. Зато вкладом этих предприятий будет создание рабочих мест, увеличение спроса на товары и услуги, и предложения в своей сфере.
Вода – основа жизни
В настоящее время уже ни для кого не секрет, что снижается качество воды при угрозе возникновения дефицита водных ресурсов.
По данной проблеме в Нацплане прописано примечательное, исключительной важности выражение:
«Продвинутая аналитика данных может применяться для сбора и анализа больших объёмов данных о погодных условиях, потреблении воды, уровнях воды в резервуарах и реках и других параметров для более точного прогнозирования водных потребностей и управления различными рисками, связанными с климатическими изменениями (засуха, наводнение и др.), ростом спроса и т. п.».
И тогда вновь возникает вопрос: «Почему может?»
Все решения, и не только по вопросам водоснабжения, должны быть на основе анализа данных!
Основной объём водных ресурсов Казахстана обеспечивают поверхностные воды. Да, конечно. Но почему не поднимается вопрос использования подземных озер, которых в стране 60?
Цель в области экологии — повышение экологической устойчивости
Ввиду большой территории в нашей стране несколько расслабленное отношение к вопросам охраны природы, а зря. Вопросы экологии охватывают множество проблем:
- Воспитание нового поколения детей.
- Развитие туризма.
- Сохранение качества территории для будущих поколений.
- Обеспечение людей работой в этой сфере во всех регионах.
Но здесь необходимо учитывать самый главный фактор любой страны – мышление людей. Природоохранные мероприятия – хороший способ менять мысли людей в сторону: сбережения, аккуратности, уважительного взаимодействия с обществом и природой, любви к своей земле.
Достижение углеродной нейтральности
Вопрос декарбонизации давно актуализирован в международной повестке дня.
Для Казахстана он тоже важен.
Но ВИЭ (возобновляемые источники энергии) неустойчивы и дорогостоящи. К тому же в данном сегменте экономики возникает и ряд других проблем. Достаточно посмотреть, на каких условиях приходят инвестиции Китая, арабских и европейских стран в РК:
- Казахстан предоставляет территорию, обеспечивает технические условия, обеспечивает приемлемые для инвесторов тарифы (т. е. тарифы, по которым иностранные компании будут возвращать свои вложения гарантированную прибыль).
- Тарифы на электроэнергию, полученную из солнца и ветра, более высокие, и платить их будут население и предприятия.
- Такие станции неустойчивы – энергетики решают, как сделать, чтобы ВИЭ не мешали основным источникам энергии. Нонсенс.
Как решать эти вопросы не в убыток стране:
- Использовать технологии сбора углевой пыли на шахтах.
- Солнечные и ветряные станции отдать в частный сектор. Поддерживать бизнес, работающий в данном направлении, путем информационной рекламы и каких-то стимулирующих мер.
Все добывающие сырье отрасли выделяют большое количество парниковых газов.
Значит, необходимо развитие отраслей реального сектора экономики, которым нужны низкая процентная ставка и отсутствие административных барьеров.
Сельское хозяйство
Сегодня многие задаются вопросом, почему при отличном качестве казахстанская продукция сельского хозяйства неконкурентоспособна по цене с китайскими, российскими товарами. Теперь еще белорусские магазины заполнили казахстанские города. Ответ очевиден: надо заниматься протекционизмом, учитывая низкую платёжеспособность населения.
Субсидии и другие меры поддержки называют искажениями рынка и рекомендуют от них избавляться (ВБ).
Но нам всё же следует помнить:
Первое. Сами развитые экономики вовсю используют меры поддержки своих производителей прямо и косвенно.
Второе. Нереально сейчас снизить меры поддержки ввиду того, что большинство экономических отношений в нашей стране построено не по рыночным правилам.
Третье. Можно сокращать налоговые льготы, если создать условия, благоприятные для развития бизнеса.
Человеческий капитал
«Казахстан имеет высокий потенциал участия в глобальном буме прорывных технологий, для извлечения выгод из которого потребуются широкая трансформация навыков и наращивание человеческого капитала», – говорится в Национальном плане.
Однако при этом демографический рост считается как усиливающий демографическое давление.
Но прежде чем рассматривать данную статью, следует углубиться немного в историю.
В целом считалось, что для развития страны нужен спрос на товары и услуги и оптимальная цифра населения страны – 40 млн человек. После развала СССР потенциальным лидером в Центральной Азии считался Узбекистан, поскольку численность населения у них была 20 млн человек и уровень предпринимательства был выше. В Казахстане в то время было 16 млн человек.
Теперь же, когда мы после массового отъезда и спада рождаемости, наконец, дошли до 20 млн человек, это оценивается как давление на экономику. Хотя сегодня Казахстан в состоянии обеспечить и 20, и 40 млн человек. Дело только в организации жизнедеятельности в стране и управлении.
Итоги
По проекту Нацплана Казахстан должен уложиться в мировые тенденции – углеродной нейтральности, повсеместного внедрения искусственного интеллекта, участия в глобальных цепочках создания стоимости, высокого уровня передела и множества других высоких планок.
Но планы – это еще не есть свершение. Одним мановением руки госбюджет не сможет все профинансировать и заодно искусственно вложить в головы казахстанцев инновационное мышление.
Стране необходимы системные изменения, причём во всех сферах. Нужна взаимная заинтересованность всех участников процесса.
Общественный Договор
Проект Национального плана предложен к обсуждению. Но пока он ещё не обсуждался с участниками процесса – с теми, кого это будет непосредственно касаться: предпринимателями, врачами, учителями, гражданским обществом в целом.
И поскольку План не утверждён, то в настоящее время возникает настоятельная необходимость организовать обсуждение этого документа со всеми участниками рынка.
Нужно сделать много площадок для обсуждения.
Лишь когда бизнес скажет, при каких условиях он выйдет из тени и будет платить налоги; учителя объяснят, при каких условиях мы сможем творчески проводить уроки; энергетики дадут четкий ответ, при каких условиях страна будет обеспечена электричеством и топливом и так далее, то именно этот План станет Общественным Договором! И именно тогда будет возможен высокий качественный устойчивый рост экономики.
Автор Анар Мешимбаева
Источник exclusive.kz