В соответствии с международной практикой доминирующей моделью регулирования финансовой системы является модель регулирования вне системы центрального банка, передает корреспондент Wfin.kz. Об этом рассказал сегодня Председатель Национального Банка Казахстана Ерболат Досаев, выступая на Пленарном заседании Сената Парламента РК.
Он отметил, что мировой финансовый кризис в 2007 – 2009 годах показал неэффективность отдельных инструментов Национального Банка и Агентства финансового надзора для оперативной поддержки финансовых организаций.
«Учитывая последствия мирового финансового кризиса, в 2011 году было принято решение о присоединении Агентства финансового надзора к Национальному Банку», - сказал Е. Досаев.
Он напомнил, что в прошлом году при поддержке депутатов Парламента Республики Казахстан был принят большой блок законодательных поправок, связанный с переходом на риск-ориентированный надзор, в рамках которого существенно расширился надзорный мандат регулятора. Новые полномочия регулятора позволят не допустить повторное накопление системных рисков и действовать превентивно, применяя надзорные меры соразмерно возникающим рискам.
«Национальный Банк намерен сконцентрироваться на своей основной цели – обеспечении стабильности цен с акцентом на поддержании низкой инфляции, а также устойчивого развития страны и роста уровня жизни населения. Функции регулирования и развития финансового рынка, а также защиты прав потребителей, предлагается передать в отдельный государственный орган, непосредственно подотчетный Президенту Республики Казахстан», - проинформировал Е. Досаев.
По словам главы НацБанка, в целях реализации указанной инициативы, Национальным Банком разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития финансового рынка, микрофинансовой деятельности и налогообложения». Законопроект содержит два крупных направления.
Первое направление, как сообщил Председатель Национального Банка Казахстана, заключается в создании независимого органа регулирования и развития финансового сектора.
«Для содействия экономическому росту страны Национальный Банк намерен сконцентрироваться на классических функциях центрального банка – это обеспечение стабильности цен, денежно-кредитная политика, валютное регулирование и развитие платежных систем», - прокомментировал Е. Досаев.
Он добавил, что функции регулирования и развития финансового рынка, защиты прав потребителей предлагается передать в Агентство по регулированию и развитию финансовых рынков.
«Для качественного роста экономики Национальный Банк продолжит реализацию государственных программ финансовой поддержки, в том числе, программы кредитования приоритетных отраслей экономики, ипотечной программы
«7-20-25» и других программ через банки второго уровня», - рассказал он.
Е. Досаев также отметил, что со своей стороны Агентство будет способствовать росту эффективности распределения финансовых ресурсов на финансовом рынке, внедрению новых финансовых продуктов и услуг, повышению их доступности для населения и бизнеса.
Деятельность Национального Банка и Агентства, по его словам, будет тесно скоординирована, в том числе, путем взаимного представительства в органах управления и взаимодействия в рамках деятельности Совета по финансовой стабильности, являющегося консультативно-совещательным органом при Президенте Республики Казахстан.
«На Совете по финансовой стабильности рассмотрению в обязательном порядке будут подлежать вопросы, связанные с реализацией мер макропруденциальной политики, предотвращением возникновения финансового кризиса, урегулированием неплатежеспособных банков и финансированием мер оздоровления системнозначимых банков. Основной принцип разделения Национального Банка и нового Агентства состоит в максимальном сохранении существующего статуса и законодательной основы функционирования Национального Банка и их распространение на новое Агентство», - сказал Е. Досаев.
«По аналогии с Национальным Банком Агентство будет непосредственно подотчетным Президенту Республики Казахстан, с финансированием за счет республиканского бюджета», - сообщил глава Национального Банка Казахстана.
Он рассказал, что эффективность реализации денежно-кредитной политики по надзору за финансовым рынком будет обеспечена посредством обмена ключевой информацией между Национальным Банком и Агентством. Также будет создана единая база статистической и регуляторной информации с обеспечением равного доступа для Национального Банка и Агентства. Это позволит исключить дублирование и не создаст дополнительной нагрузки на финансовый сектор.
«Статус служащих предлагается закрепить по аналогии со статусом служащих Национального Банка. Это обеспечит возможность оперативного найма высококвалифицированного персонала с установлением конкурентоспособного уровня оплаты труда», - прокомментировал Е. Досаев.
Он добавил, что создание Агентства будет осуществлено путем реорганизации Национального Банка, в ходе которой будут перераспределены функции, полномочия и штатные единицы. Общее количество работников, предполагаемых к переводу из Национального Банка в Агентство, ориентировочно составит 500 человек.
Как подчеркнул Председатель Национального Банка Казахстана, вторым направлением Законопроекта является устранение регуляторного арбитража и системных проблем на рынке потребительского кредитования.
Е. Досаев проинформировал, что в целях недопущения неконтролируемого роста долговой нагрузки населения, требуется ввести соответствующие инструменты регулирования и надзора в отношении всех субъектов кредитования.
«В настоящее время количество нерегулируемых субъектов достигает почти 2 тысяч, и, хотя доля данного сегмента сравнительно небольшая, скорость получения кредитов, отсутствие регулирования и чрезмерно высокие ставки вознаграждения свыше 700% создают условия для неконтролируемого роста долгового бремени граждан», - рассказал он.
По словам Председателя Национального Банка, наиболее активный прирост потребительских кредитов наблюдается в нерегулируемом секторе – это онлайн-кредиторы, кредитные товарищества и ломбарды. Одновременно допускаются нарушения прав и интересов заемщиков со стороны нерегулируемых субъектов. Для решения данных проблем предлагается расширить периметр регулирования надзорного органа, включив в него всех субъектов кредитования.
«Законопроект предусматривает введение дифференцированной системы регулирования небанковских кредитных организаций. Законопроект не предполагает изменение существующей бизнес-модели каждого из указанных субъектов, а только вводит требования в зависимости от рисков, присущих конкретному виду деятельности. Регулирование субъектов микрофинансовой деятельности будет сфокусировано на защите прав заемщиков и исключения их перекредитованности», - сообщил Е. Досаев.
В частности, как отметил глава НацБанка, будут установлены требования к наличию правил предоставления микрокредитов, запрету взимания любых комиссий, соблюдению предельных ставок вознаграждения, необходимости предоставления информации в кредитное бюро, что позволит адекватно оценивать долговую нагрузку заемщиков. Наряду с этим, будет установлена обязанность соблюдения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ.
Как подчеркнул Е. Досаев в докладе, предлагаемые меры позволят повысить прозрачность рынка кредитования, устранить имеющиеся дисбалансы в регулировании различных сегментов и главное - обеспечить защиту прав и интересов граждан.
«Принимая во внимание высокую значимость и актуальность ожидаемых последствий от принятия законопроекта, Национальный Банк готов совместно с Правительством оперативно приступить к реализации норм законопроекта в случае его принятия», - сказал Е. Досаев в заключение своего выступления.