Многие казахстанцы совершают покупки через безналичные платежи. Особенно популярным способом расчета оказалась оплата по QR-коду. Но иногда продавец может отказать в приеме такого платежа. Законен ли этот отказ, рассказали в Комитете по защите прав потребителей при Министерстве торговли и интеграции РК , сообщает  nur.kz.

QR-код

Цифровизация в последние годы идет семимильными шагами. Свои коррективы внесла и пандемия, которая только ускорила переход на безналичный расчет. Люди все реже используют физические деньги, а количество открытых банковских карт в Казахстане в несколько раз превышает все население страны.

Но особенно популярным способом безналичного расчета для казахстанцев стали QR-коды. Чтобы оплатить покупку по графическому коду, потребителю достаточно иметь смартфон, в котором установлено мобильное приложение банка. Однако иногда покупателю отказывают в приеме такого платежа. Рассказываем в каких случаях такой отказ будет законным.

Могут ли отказать в оплате по QR-коду

Любая покупка – является публичным договором купли-продажи между покупателем и продавцом. Согласно Гражданскому кодекса РК, продавец обязан продать товар покупателю, а покупатель имеет право его купить. При этом он не вправе отказать потребителю в приобретении того или иного товара, который есть в продаже.

Если продавец все равно упрямится, то покупатель может даже обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и возмещении ему убытков, вызванных отказом заключить договор. При этом товар должен быть продан по той цене, которая указана на его ценнике.

О том, что делать, если стоимость товара на кассе и на витрине отличается, мы рассказывали здесь.

Выбор способа оплаты также зависит от покупателя, и продавец обязан ее принимать. Также продавец обязан устанавливать у себя специальные устройства – терминалы для приема безналичных платежей через карту, или же устройства с использованием системы мгновенных платежей.

Отсюда следует, что отказ от приема платежа через безналичный расчет – незаконен. Однако, работает ли это также и с оплатой по QR-коду? Оказывается нет.

«Обязанность субъектов предпринимательства, а равно и ответственность за отказ в приеме платежей способом бесконтактной оплаты с помощью графического QR-кода требованиями норм действующего законодательства не предусмотрена, в связи с чем нарушение прав заявителя в данном случае не установлено», - отметили в Департаменте по защите прав потребителей по Северо-Казахстанской области.

То есть, отказ в принятии оплаты через QR законен только в том случае, если у продавца есть терминал по приему безналичных платежей, но у него нет функции приема оплаты по графическому коду.

Стоит отметить, что если у продавца вообще нет возможности принимать безналичные платежи, будь то оплата по карточке через POS-терминал или через QR-код, то это повод привлечь его к административной ответственности.

Напомним, если вы попали в затруднительную ситуацию с продавцом, то всегда можно обратиться в департамент по защите прав потребителей по месту вашего жительства. Там вас проконсультируют по любой ситуации, где были нарушены ваши права.

Автор Илья Манаев

Автор nur.kz