В мире наблюдается заметная тенденция сокращения количества мобильных операторов. Консолидация рынка становится всё более актуальной: далеко не все операторы могут обеспечить хорошую связь самостоятельно.
Влияние мобильного интернета и связи в наши дни колоссально велико. Благодаря развитию телекоммуникационного сектора как в мире, так и в Казахстане беспроводные мобильные сети стали основными проводниками цифровизации и проникновения технологий в массы.
Соответственно, развитие сектора играет определяющую роль в жизни людей и государств и ложится на плечи операторов мобильной связи нелёгким бременем. Команда Finprom.kz решила выяснить, как влияет количество операторов связи на развитие сектора телекома. Как мы отмечали ранее, глобальный тренд рынка мобильных операторов сегодня — это консолидация, слияние и укрупнение. Согласно отчёту ОЭСР «Emerging trends in communication market competition» от сентября 2021 года, в период с 2008-го по 2018 год (т. е. за 10 лет) во многих странах наблюдается сокращение количества операторов мобильной связи. К примеру, в их числе Австралия, Австрия, Эстония, Германия, Ирландия, Япония, Норвегия, Швеция, Швейцария и прочие.
Сокращение количества участников происходит, в числе прочего, и за счёт их слияния. Так в 2005–2019 годах в странах ОЭСР были зафиксированы как минимум 33 случая слияния основных операторов мобильной связи, хотя некоторые из подобных попыток были заблокированы уполномоченными органами. При этом основная тенденция налицо: операторы мобильной связи стремятся к консолидации, а количество игроков в телеком-секторах разных стран уменьшается.
По оценке PwC, консолидация рынка телекоммуникаций продолжает быть актуальной. В мобильном сегменте конкуренция, создаваемая многопользовательскими рынками, стимулирует вложение капитала в сетевые возможности. Великобритания, Италия, Испания и Канада являются кандидатами на дальнейшую консолидацию между мобильными операторами. Консолидация фиксированной и мобильной связи также возможна, особенно в Европе, поскольку операторы стремятся извлечь выгоду из синергии сети, клиентов и предложений, и в целом от интегрированной бизнес-модели фиксированной и мобильной связи.
Аналитики отмечают, что дальнейшее объединение телеком-операторов неизбежно из-за условий рынка. Компаниям нужно всё больше денег, чтобы обеспечить качественную работу и модернизировать инфраструктуру так, чтобы она отвечала выросшему из-за пандемии спросу на телеком-услуги. В этом контексте консолидация внутри рынка становится всё более привлекательной для операторов и их акционеров. Далеко не все операторы могут обеспечить хорошую связь в новых условиях самостоятельно, особенно с учётом того, что в секторе придется ещё очень немало инвестировать в свои сети.
Этот же тренд подтверждают и общие данные слияния и поглощения (M&A) в сфере технологий, средств массовой информации и телекоммуникаций (TMT). Так, в 2022 году сектор TMT доминировал на мировом рынке сделок, и на его долю приходилась примерно четверть как объёма, так и стоимости этих сделок.
В целом в каждой стране в среднем функционируют 3-4 оператора мобильной связи, хотя даже это количество является избыточным, по данным различных экспертов. К примеру, в феврале текущего года исполнительный директор шведской телекоммуникационной компании Ericsson отметил, что структура европейской отрасли, вероятно, неустойчива, и призвал к консолидации в регионе для повышения конкурентоспособности.
Непосредственно в Казахстане рынок представлен тремя операторами: ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» (торговые марки Тele2, Altel), АО «Kcell» (торговые марки Kcell и Асtiv) и ТОО «Кар-Тел» (торговая марка Beeline).
В случае появления на рынке страны ещё одного оператора потребуется значительное время на строительство сети, а средства, затраченные на её создание, будут вполне предсказуемо влиять на ценовую политику. Так что цены такого гипотетического оператора едва ли смогут быть ниже текущих цен уже работающих игроков сектора, которые строили и развивали сети последовательно на протяжении долгих лет, ведь все инвестиции необходимо будет окупать за счёт абонентской платы. И даже если на первом этапе будем применяться демпинг, то уже в краткосрочной перспективе это лишь даст буст для роста цен, причём не только этому мобильному оператору, но и всему рынку.
К слову, если рассматривать взаимосвязь количества операторов мобильной связи и её качества, то никакой зависимости нет, что видно даже при сравнении стран Центральной Азии и ЕАЭС. Так, в Казахстане действуют 3 оператора мобильной связи, при этом республика является лидером по скорости интернета среди стран ЕАЭС и ЦА; кроме того, в РК, по данным разных аналитических агентств, одни из самых низких цен на мобильный интернет и самая дешёвая мобильная связь в регионе. При этом в некоторых странах число операторов связи больше или равно тому, что в Казахстане.
В некоторых странах с таким же количеством населения, как в РК, может быть от 3 до 5 мобильных операторов связи. Однако, если существует достаточное количество мобильных операторов, добавление ещё одного может привести, в числе прочего, к ухудшению качества связи за счёт конкуренции за места установки радиооборудования и интерференций, а также дробления частотного спектра. А уплотнение застройки базовыми станциями может вызвать весьма неблагоприятный всплеск радиофобии.
Таким образом, количество мобильных операторов — не показатель доступности и качества мобильной связи. Более важными факторами являются уровень технологического развития, инфраструктура и регулирование в отрасли.
Источник: Finprom.kz