«У меня зазвонил телефон»: мошенники атакуют казахстанцев от имени мобильных операторов связи и единого контакт-центра государственных органов, сообщает fingramota.kz.

 Вид спереди мужской хакер, держа смартфон и кредитную карту

Фото: freepik.com

Так начиналось знаменитое стихотворение Корнея Чуковского «Телефон». Правда животные леса просили кто шоколад для сына, кто калоши, перчатки, книжки и даже помощи вытащить из болота бегемота. Но сегодня телефон не только мгновенный способ связи, но и небезопасное устройство, от одного звонка которого можно потерять деньги и сбережения. 

Fingramota.kz расскажет, как при помощи звонка на мобильный номер граждане теряют деньги и что для этого необходимо предпринять, чтобы обезопасить себя и своих близких. 

Что случилось?

Последние несколько дней казахстанцев активно начали атаковать звонками от различных «операторов» мобильной связи, сообщающих об истечении срока сим-карты мобильного телефона и необходимости продлить соответствующий договор.  Лже-оператор предлагает продлить срок действия телефонной карты, иначе номер мобильного будет заблокирован в 00.00 часов. Напуганный абонент соглашается и ему быстро начинают диктовать порядок действий.

Первым действием «оператор» просит продиктовать так называемый «код талончика», который приходит смс-сообщением, внимание, с номера 1414, единого контакт-центра egov.kz. Мошенники неслучайно выбрали этот номер, т.к. казахстанцы давно доверяют ему.

Доверчивые граждане диктуют номер кода, пришедший смс-сообщением и «оператор» дальше начинает раскручивать свою «жертву». Например, в системе он увидел попытку оформления кредита и сейчас определит в каком банке и на какую сумму пытаются оформить кредит на абонента. И главное, они убеждают «жертву», что отправят запросы в банки для исключения возможности оформления незаконных кредитов. Абонент благодарит за помощь, а мошенники в свою очередь просят разрешения перезвонить, как все выяснится. Когда абонент соглашается, просят не отключать телефон, отвечать на звонки и строго следовать их указаниям.  

Далее абоненту начинают поступать «звонки из банка» с вопросом, была ли заявка на оформление кредита от вашего имени. На тот случай, если клиент заподозрит что-то неладное, ему направят фиктивную выписку из банка якобы на официальном бланке с печатью, подписью и с подтверждающим соответствующим текстом о совершении несанкционированного оформления кредита. Жертва верит и строго следует их указаниям.

Дополнительно мошенники применяют психологическое воздействие: жертве запрещают звонить родным и близким, аргументируя тем, что информация строго конфиденциальна и даже задействованы силовые органы, которые в случае разглашения разговоров могут привлечь как соучастников, будет заведено уголовное дело.

На подобные переговоры у жертвы и мошенников уходит от 2 до 5 часов. Все это время человек находится под давлением испытывая страх и беспокойство. В этот период мошенники оформляют кредиты и все общение прекращается. Некоторые люди постепенно соображают, что произошло что-то неправильное и начинают предпринимать действия. Некоторые лишь по истечении времени – от нескольких дней до месяца узнают, что на них оформлены займы и то после того, как выявится просрочка по платежам так называемых кредитов.

 

Что необходимо предпринять?  

  • Прежде всего необходимо написать заявление в правоохранительные органы. В заявлении четко и детально описать произошедшее.  Заявление должно быть зарегистрировано. Снимите копию заявления с регистрационным номером и с датой принятия заявления.
  • Обратитесь в Государственное кредитное бюро и/или в Первое кредитное бюро для получения персонального кредитного отчета. Получить кредитный отчет можно онлайн на сайте электронного правительства.
  • После того, как вы выяснили в какой кредитной организации на вас оформили незаконный кредит, напишите заявление, указав, что договор не был вами подписан и денег вы не получали. Также, как и в случае с заявлением в правоохранительные органы, снимите копию заявления с регистрационным номером и с датой его принятия.
  • Потребуйте у данной организации копии документов, на основании которых выдан кредит: договор, приложения к нему и копии удостоверяющих документов, реквизиты счета, на который получены и переведены деньги. Выясните данные сотрудника кредитной организации, который оформил кредит.  Потребуйте от кредитора проведения служебного расследования и прекращения требования долга. В случае отказа кредитной организации в предоставлении документов, вы можете подать жалобу в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка.
  • Если кредит был оформлен в кредитоматах, то в них установлены видеокамеры, записи с которых также помогут идентифицировать получателя.
  • Если это онлайн-займ, то полиция сможет по IP установить злоумышленников.
  • В случае если кредитная организация не найдет доказательств того, что деньги по вашему удостоверению получили мошенники, необходимо подать иск в суд по месту жительства о признании сделки недействительной.

В случае вынесения судом решения в вашу пользу, кредитная организация должна:

  • прекратить требовать с вас оплату долга;
  • списать задолженность;
  • направить в кредитное бюро письмо об исключении информации по чужому займу из вашей кредитной истории.

Установите добровольный отказ от получения кредитов. Недавно мы писали как установить эту услугу https://www.fingramota.kz/ru/post/dobrovolnyj-otkaz-ot-kreditov-algoritm-dejstvij

С 1 сентября 2024 года заемщик будет освобожден от погашения кредита, выданного кредитной организацией при наличии добровольного отказа на оформление кредита.

Установите на телефоне двойную верификацию, которая поможет обеспечить дополнительный уровень безопасности и гарантирует, что доступ к вашей учетной записи сможете получить только вы, даже если ваш пароль стал известен кому-то еще.

Источник fingramota.kz