Банки обязаны контролировать операции клиентов. После того как вступили в силу изменения в законе «О национальной платежной системе» (161-ФЗ), финансовые организации стали пристальнее отслеживать переводы и блокировать те, которые имеют признаки подозрительных. Под блокировку попадают даже платежи между разными счетами одного человека, сообщает banki.ru.
Фото: freepik.com
Почему банки блокируют переводы между своими счетами
С блокировками переводов самому себе столкнулись пользователи Народного рейтинга Банки.ру. Например, у жителя Москвы истек срок вклада в одном банке, и он решил перевести деньги через СБП на свой счет в другом финансовом учреждении, но получил сообщение «распоряжение приостановлено»: банк заблокировал перевод.
С аналогичной ситуацией столкнулась жительница Красноярского края: женщина попробовала перевести деньги с накопительного счета в другой банк, но, «несмотря на кодовое подтверждение операции в приложении, операция была отклонена, как и все последующие попытки».
Обе операции были приостановлены банками из-за «наличия признаков перевода денег без согласия клиента», пояснили службы поддержки банков.
«Изменения в законодательстве, вступившие в силу в июле 2024 года, обязуют банки приостанавливать переводы, содержащие признаки мошенничества, то есть совершающиеся без согласия отправителя. Как уточнил Центробанк России, финансовые учреждения должны проверять все переводы, то есть не только третьим лицам, но и самому себе», — объясняет аналитик-эксперт Банки.ру Эряния Бочкина.
Теперь банки при проведении каждого перевода сверяются с перечнем признаков мошеннических операций, разработанных ЦБ РФ. При наличии хотя бы одного из признаков финансовая организация заблокирует платеж до того момента, пока клиент не подтвердит, что это действительно он осуществляет перевод, без давления со стороны третьих лиц. Клиент может отозвать платеж в течение двух суток. Если же отправитель настаивает, что добровольно перевел средства, банк разблокирует операцию и не компенсирует деньги, если окажется, что перевод все-таки осуществлялся при участии мошенников. А вот если финансовое учреждение проведет платеж, имеющий признаки подозрительного, оно будет обязано вернуть утерянные деньги в полном объеме. Участившиеся блокировки переводов, в том числе между своими счетами, могут быть связаны с желанием банков подстраховаться.
Какие переводы имеют признаки сомнительных
Одним из основных признаков подозрительной операции является включение счета получателя платежа в реестр Центробанка России «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента». В этой базе содержится информация о клиентах, замеченных в сомнительных операциях.
Помимо базы Центробанка при проведении переводов банки сверяются с собственными антифрод-системами и блокируют операции, если получатель платежа был замечен в подозрительных операциях.
Гражданин может даже не подозревать, что его данные содержатся в черных списках ЦБ и финансовых организаций. Дело в том, что для кражи чужих денег мошенники не используют собственные счета и карты: так правоохранительные органы легко их вычислят. Злоумышленники перечисляют похищенные средства на счета посторонних людей, удаленно открывая на их имя счета в банках.
Вот еще признаки, по версии Центробанка, указывающие на подозрительную операцию:
- операция осуществляется с устройства, ранее использовавшегося мошенниками;
- получателем платежа является гражданин, в отношении которого возбуждено уголовное дело;
- нетипичный для клиента характер операции (количество и сумма операций, время их проведения).
Также банк может заблокировать платеж при получении информации от сторонней организации, подтверждающей подозрительный характер операции. Это, например, могут быть данные сотового оператора о том, что перед отправкой денег абонент принял нетипичное количество входящих звонков с неизвестного номера.
Как избежать блокировки: рекомендации
Прежде всего следует проверить, не оформили ли мошенники на ваше имя счет, который может использоваться для вывода украденных денег. Посмотреть все действующие счета можно в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика», подсказывает Эряния Бочкина. Если обнаружится счет, который вы не открывали, необходимо подать в банк заявление с требованием о его закрытии.
Если ваши данные включены в реестр Центробанка «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента», следует подать заявление об обжаловании. Сделать это можно в любом финансовом учреждении, клиентом которого вы являетесь, или непосредственно обратиться в Центробанк России.
Под блокировку может попасть перевод, даже если данные клиента не содержатся в реестрах ЦБ и банков. Для предупреждения блокировки стоит воздерживаться от нетипичных по частоте или сумме переводов, а в случае необходимости перечисления крупной суммы делать это в отделении банка, подсказывает Бочкина.
При блокировке перевода банк должен незамедлительно связаться с клиентом и уточнить, совершал ли он операцию. Судя по отзывам пользователей, финансовые организации не всегда оперативно информируют клиентов о блокировке. В этом случае придется связаться с банком самостоятельно — по телефону горячей линии или в чате мобильного приложения.
Если банк заблокировал операцию и не спешит снимать ограничение, расскажите об этом в Народном рейтинге Банки.ру.
Автор Елена Трегубова
Источник banki.ru