В конце марта Миннацэкономики снова ввело казахстанцев в недоумение своими заявлениями. На этот раз чиновники министерства пытались объяснить (в первую очередь самим себе), появится ли в Казахстане налог на роскошь. Exclusive.kz разбирается в их противоречивых высказываниях, а также рассказывает, насколько вообще этот налог может быть эффективен в Казахстане, как его применяют в других странах и не приведет ли эта инициатива к бегству «богатых и успешных» зарубеж.
Источник фото: news.myseldon.com
О возможности введения в Казахстане налога на предметы роскоши начали говорить еще в 2013 году, но только с 2022 года разговоры об этом стали предметными. Налог на роскошь планировали включить в новый Налоговый кодекс, который должен был вступить в силу с начала этого года, но до сих пор находится в разработке.
И вот 27 марта вице-министр нацэкономики Азамат Амрин рассказывает, что в Казахстане «отдельного налога на роскошь не будет». Но, сразу добавил он, «будет повышенное налогообложение на отдельные объекты»: алкоголь, недвижимость, транспорт.
Через несколько дней и сам министр нацэкономики Серик Жумангарин подтвердил слова своего подчиненного. Вот, как он объяснил, почему в ведомстве якобы отказались от идеи «отдельного налога на роскошь».
– Для этого надо грамотно определить, что такое роскошь. Если исходить из того, что сейчас будет обложено, то это и есть роскошь. Если у тебя общая сумма всей недвижимости превышает 450 млн тенге, ты будешь платить, если не ошибаюсь, базовая ставка будет 3 млн в год, и плюс еще 2% от превышения стоимости. Потом, если машина будет стоить свыше 75 млн, будешь платить повышенную ставку. На дорогой алкоголь, на дорогие сигары. А что еще, по-вашему, является роскошью? Я даже не знаю, – сказал чиновник.
Видимо, Жумангарин, занявший пост министра нацэкономики в декабре 2024 года, не очень хорошо разобрался, чем занималось министерство при его предшественниках. Потому что с самого начала разговоров о налоге на роскошь под ним подразумевался именно налог на конкретные вещи – об этом говорили и в 2023 году, и в 2024-м.
Цифры, которые озвучили в министерстве, ничем не отличаются от тех, которые анонсировали в прошлом году. Так, алкоголь и табак при стоимости выше 5 млн тенге планируют облагать дополнительным налогом (акцизом) в 10%, повысить ставку также хотят для легковых автомобилей дороже 75 млн тенге. Облагать налогом планируют и дорогостоящие морские суда и летательные аппараты – правда, ни порог по стоимости, ни ставку пока не озвучили.
Налог на недвижимость повышать пока не собираются, но теперь при расчете ставки будут суммироваться все объекты недвижимости, которые находятся в собственности у физического лица. Сейчас действует дифференцированная ставка: от 0,05% для имущества стоимостью ниже 2 млн тенге до 2% на недвижимость стоимостью более 450 млн тенге.
Если человек имеет в собственности 5 квартир стоимостью 100 млн тенге каждая, то сейчас он платит за каждую в отдельности налог по ставке 0,6% и фиксированно 300 тысяч тенге, а будет платить за все вместе – 2% и фиксированно почти 3 миллиона, поскольку общая стоимость превышает 450 млн.
Идея облагать дополнительным налогом имущество богатейших казахстанцев безусловно разумная: неравенство в нашей стране колоссальное, поэтому перераспределение капитала в пользу большинства населения – дело благородное.
Тем более что капитал этот относится к предметам роскоши. Тем более, что заработан этот капитал был не самым чистым путем. Однако остается вопрос, насколько в казахстанских реалиях этот налог будет эффективным, будет ли он приносить в бюджет хоть сколько-нибудь значимые суммы и будут ли наши олигархи вообще его платить.
Был бы закон, а лазейка найдется
Налог на роскошь изначально планировали вводить после внедрения всеобщего декларирования доходов и имущества физических лиц. Логика понятна: без систематизированного механизма учета будет непросто организовать контроль за имуществом. И хотя от идеи всеобщего декларирования пока отказались, предприниматели, госслужащие, а также члены их семей все же декларации подают. Очевидно, это именно те категории граждан, которые в состоянии обеспечить себе роскошную жизнь.
Впрочем, сомнительно, что олигархи и другие серьезные люди сдадутся без боя – за долгие годы финансовой деятельности в Казахстане они научились не только обходить формальные рамки закона, но и устанавливать эти рамки в своих интересах.
Пока подробностей о новом налоге не много, а вся информация доступна только со слов представителей миннацэкономики. Однако уже в том, что было озвучено, можно обнаружить потенциальные лазейки для ухода от налога.
Можно даже сказать, что сами инициаторы налога на эти лазейки намекают. Например, Азамат Амрин подчеркнул, что если имущество будут разбивать на несколько собственников, то это не будет считаться «серой» схемой. Можно продолжить эту тему и сказать, что имущество можно регистрировать не на физическое лицо, а на юридическое, записать в собственность какого-нибудь благотворительного фонда или фирмы своего друга.
Такую же схему можно проворачивать и с автомобилями, яхтами и даже самолетами. Практика эта хорошо известна и общепринята в кругах богатых казахстанцев. Например, после очередной трагедии на шахте «Казахмыса», которой владеет миллиардер Вячеслав Ким, СМИ выяснили, что в 2024 году на баланс филиала компании «Жезказганцветмет» поступил новый бизнес-джет Airbus ACJ220-110 TwoTwenty, стоимость которого оценили в 83 млн долларов. В корпорации тогда заявили, что самолет не предназначен для физлиц, а необходимость покупки продиктована производственными нуждами корпорации, а какими в «Казахмысе» не объяснили.
Элитный алкоголь и табак обычно закупают за границей и отследить, сколько и на какую сумму ввозит один человек, очень непросто. В Китае, например, действуют высокие пошлины на ввозимые в страну люксовые товары – от 30% до 50%. Это касается не только товаров, предназначенных для продажи, но и тех, которые покупались для личного пользования.
Импортные пошлины – гораздо более удобный способ налогообложения предметов роскоши, включая элитные авто и яхты. Впрочем, для наших олигархов нет большой проблемы в том, чтобы держать яхту на своей вилле за рубежом, и там же курить сигары и пить коньяк.
Есть ли альтернативы?
В большинстве развитых стран вместо попыток контролировать покупки богатых граждан используют прогрессивный подоходный налог, при котором ставка растет с ростом доходов. Функция у него та же – перераспределить ресурсы сверхбогатых в пользу всего общества, – однако он приносит гораздо больше поступлений в бюджет. И хотя обойти этот налог (или снизить «ущерб» от него) тоже реально, в конечном счете такая мера оказывается более эффективной.
В Германии, например, налог на роскошь был отменен в 1997 году, потому что собирать его было сложно, на администрирование требовались большие затраты, а поступления в казну были незначительными. Сейчас его функцию фактически выполняет прогрессивный подоходный налог, а также налог на имущество и наследство.
О том, чтобы сделать ставку подоходного налога прогрессивной в Казахстане тоже периодически говорят, но до дела эти разговоры до сих пор не дошли. И по всей видимости, в новый Налоговый кодекс эта мера не войдет. Как в итоге будут облагаться предметы роскоши и будут ли вообще, мы тоже не знаем, поскольку новый проект Налогового кодекса пока никто не представил, и уже тем более не согласовал.
Вполне возможно, что в итоговой версии и без того удобный для обхода закон станет еще более умеренным. Как это может быть, уже продемонстрировали в России. Разные способы обложить предметы роскоши налогами обсуждались там с 2012 года. В результате в 2014 году налог ввели только на дорогие авто, обойти его оказалось совсем просто, и на поступлениях в бюджет эта инициатива почти не повлияла.
Увы, опыт России мы перенимаем гораздо чаще, чем следовало бы, поэтому не исключено, что от налога на роскошь останется одно название. Впрочем, Жумангарин поспешил откреститься и от этого названия.
Автор Руслан Ибрагим
Источник exclusive.kz