Ограниченность финансовых ресурсов, выделяемых на научные исследования, непрозрачная модель распределения средств, связанные с этим конфликты и скандалы и, наконец, невысокая, на настоящем этапе, результативность проведенных исследований требуют реформирования сложившейся системы распределения бюджетных средств.

Являясь рабочим органом, обеспечивающим проведение государственной научно-технической экспертизы, Национальный центр государственной научно-технической экспертизы (НЦГНТЭ) не раз доводил до сведения общественности свои предложения по реформированию существующей системы. Сейчас, во время очередного витка дискуссии вокруг этого вопроса, считаем целесообразным и полезным повторить свои рекомендации.

Не выплеснуть с водой и ребенка

В 2011 по инициативе президента Нурсултана Назарбаева была внедрена новая модель управления наукой. Ее фундаментом стал Закон РК «О науке», определивший правовую основу модернизации научной отрасли. Введены новые формы финансирования: базовое, грантовое и программно-целевое; создана система государственной научно-технической экспертизы и организованы национальные научные советы.

Напомним, что одной из целей этой реформы было повышение роли научного сообщества как в определении приоритетных направлений развития науки, так и в их финансировании. И это был безусловный прогресс, который принес свои плоды.

Приведем лишь один пример. В 2011 только одно казахстанское научное издание – «Евразийский химико-технологический журнал» – входило в число рейтинговых журналов глобальной науки. На сегодняшний день уже 10 казахстанских журналов включены в авторитетные информационные ресурсы Web of Science и Scopus, и в разы выросло количество публикаций отечественных ученых в рейтинговых зарубежных изданиях, они чаще стали цитироваться. Все это говорит об актуализации казахстанских исследований, а также о том, что наши ученые начинают идти в ногу со временем.

Таким образом, в целом, несмотря на имеющиеся недостатки, действующая модель показала свою жизнеспособность и выполняет сложную задачупозволяет финансировать перспективные научные проекты в условиях ограниченности финансовых ресурсов.

Поэтому мы считаем, что на настоящем этапе отказываться от сложившейся системы нецелесообразно, радикальная структурная реформа неизбежно приведет к внутренним конфликтам в сфере управления наукой, задержкам в финансировании проектов, что скажется на их качестве.

Исходя из этого, мы предлагаем точечные и, на наш взгляд, эффективные меры, способные устранить негативные моменты при распределении финансов.

Лучше меньше, да лучше

Первое. До сих пор мы «размазываем» деньги тонким слоем, как бы пытаясь раздать всем сестрам по серьгам, не согласуясь с тем, нужны ли те или иные темы стране, экономике, самой науке. Два последних конкурса, проведенных в 2014 и 2017 показали, что количество подаваемых заявок на конкурс Комитета науки МОН РК слишком велико – их порядка 5 тыс. Учитывая, что непосредственно наукой в Казахстане занимается свыше 17 тыс. человек – это ничем не оправданное количество. Поэтому считаем необходимым создать дополнительные фильтры на пути заявок на финансирование, чтобы на начальном этапе отсекать малоперспективные, несодержательные, с научной точки зрения, проекты. Это можно осуществить путем предварительного отбора заявок перед проведением ГНТЭ, например, через заслушивание презентаций от научных руководителей.

Второе. За бортом государственного финансирования остаются молодые ученые и молодежные научные коллективы (напомним, что ученый считается молодым до 35 лет). В будущем такое положение может негативно отразиться на состоянии казахстанской науки, поскольку прерывается преемственность научных школ, научные кадры стареют. В связи с этим, для устранения проблемы недостатка научных кадров в будущем, необходимо акцентировать внимание на поддержке молодых ученых. Целесообразно проводить конкурсы отдельно для молодых исследователей. Такая мера поможет предоставить ученым равные возможности.

Третье. Нельзя не сказать о роли фундаментальной науки. Невнимание к ней подрывает корни и прикладной науки. Во всех ведущих странах приоритет в государственном финансировании отдается фундаментальным исследованиям. При этом никто не ждет и не требует от них моментальной отдачи. Все понимают, что обеспечение фундаментальной науки позволяет сохранять в стране «критическую массу» идей и институтов и поддерживать высокий уровень развития науки в целом.

Делить открыто и по справедливости

Теперь о самой важной проблеме на сегодняшний день – распределении бюджетных средств между проектами и программами, прошедшими государственную экспертизу.

Система формирования национальных научных советов, как органов, принимающих рекомендации об одобрении или неодобрении финансирования проектов и программ, имеет, к сожалению, ряд недостатков.

 

По материалам Forbes.kz