Казахстанские ретейлеры затаились в ожидании новостей с Казахстанской фондовой биржи. Продолжение ослабления тенге по их мнению может негативно сказаться на продажах, передает LS.

Как заявил президент Ассоциации ретейлеров Василий Горевой, повышение цен на одежду и обувь произойдет однозначно, но не резко.

"Фешен живет сейчас достаточно динамичной жизнью продукция поступает два раза в месяц. Новые товары будут выставляться уже по новому курсу. Частые поставки это частая оплата, то есть более тесная привязка к курсу", - пояснил Горевой.

По его словам, активнее цены будут менять международные ретейлеры, вышедшие на казахстанский рынок самостоятельно, без франчайзи. Все сделки у международных сетей происходят в валюте, и такие ретейлеры ориентируются на рыночный курс, а не на тот, что был на момент поставки.

Горевой отметил, что в коротком периоде изменение спроса из-за курсовых колебаний будет не сильно заметно, но ретейлеры готовятся к снижению среднего чека и продаж, как в денежном выражении, так и в штучном.

Сильнее всего просядут, как и в 2015 году сегменты средний плюс и премиум. Кроме того, эксперт ожидает сокращения продаж в категории нон-фуд, электроники, бытовой техники, а также дорогих предметов одежды.

"Экономить будут на сезонной одежде. Но откладывать покупку казахстанцы будут до периода скидок. Ретейлеры в любом случае продадут товар, но сделают это в лучшем случае для себя в ноль, а в худшем – даже в минус",- заявил Горевой. 

При этом, по его словам, наименее подвержены курсовым колебаниям масс-маркет и фуд-ретейл.  

Директор департамента продаж KIMEX & Graziе Асель Шаймердинова, также считает, что казахстанцам стоит ожидать повышения цен. При этом каждый ретейлер будет сам их регулировать, учитывая свои особенности. Как она утверждает, есть торговые сети, которые выкупают товары порционально и у них изменения произойдут быстрее. Однако есть компании, которые делают оптовый закуп за полгода или за год вперед, и у них цены в ближайшие пару месяцев не изменятся.  

Ситуация будет усугубляться тем, что покупатели при курсовых колебаниях обычно не тратят деньги, а занимают выжидательную позицию и урезают часть своих расходов. 

"В первую очередь казахстанцы начинают экономить на одежде для взрослых потом на обуви для взрослых. При этом на детской одежде и обуви, как правило, не экономят. Все понимают, что дети быстро растут и им нужно покупать все новое", - считает Шаймердинова. 

Однако она утверждает, что если человек со средним достатком при стабильном курсе приобретал себе две-три пары обуви, то в режиме экономии он ограничится одной или будет донашивать старую. 

При этом, по ее словам, сейчас оттока покупателей не наблюдается, потому что идет распродажа сезона весна-лето. Успех будущих продаж будет зависеть от дальнейшей ситуации с курсом тенге. 

В свою очередь генеральный директор Sulpak Дмитрий Провкин, заверил LS, что в ближайшее время повышений цен на электронику и технику не ожидается. 

"Сдерживание цен при текущем курсе валюты происходит за счет поставщиков и торговых сетей", - заявил Провкин. 

По его словам, при повышении курса происходит рост покупательской активности и казахстанцы стараются поскорее приобрести технику и электронику, которую они планировали купить в ближайшее время по старой цене. 

Однако, как он отметил, если общая экономическая ситуация в стране ухудшится, то и спрос, после непродолжительного, резкого скачка, в долгосрочной перспективе снизится. А в случае, если экономика останется стабильной, то и покупательская способность сохранится на том же уровне. При этом сам руководитель торговой сети придерживается оптимистичного сценария.