Насколько вероятна реализация пессимистического сценария развития экономики при цене на нефть $40 за баррель, Forbes.kz рассказали экономисты
Макроэкономические прогнозы на 2019 опубликованы в квартальном обзоре инфляции Нацбанка. По мнению аналитиков, в этом году рост реального ВВП Казахстана составит 2,7%, в первом полугодии 2020 – 2,7%.
Годовая инфляция начнёт плавное вхождение в новый целевой коридор 4‐6%, находясь около его верхней границы. Траектория инфляции была скорректирована в сторону незначительного понижения, что связано с ожидаемым в нынешнем году снижением цен на услуги монополистов. В первом полугодии 2020 годовая инфляция, по оценкам Национального банка, продолжит постепенное замедление. Однако регулятор отмечает, что страна подвержена внешним шокам.
В связи с усилением рисков, касающихся рынка нефти, становится более реалистичным развитие пессимистического сценария, предполагающего падение цены на нефть до $40 за баррель, сказано в прогнозе.
Согласно наиболее пессимистичному варианту, в стране заметно усилятся девальвационные и инфляционные ожидания, инфляция превысит целевые значения в 2019-2020, а темпы роста ВВП упадут до 2,1% в 2019. В этом случае Нацбанк ужесточит денежно-кредитную политику, а условия проведения монетарной политики сменятся с нейтральных на сдерживающие.
Наиболее реалистичен базовый сценарий, в котором цена на нефть будет торговаться в диапаоне от $60 до $70 за баррель, уверен директор департамента аналитики «Казкоммерц Секьюритиз» Нурлан Ашинов.
- Нефть в данный момент – больше геополитика. Саудовская Аравия недавно заявляла, что для них приемлемая цена - не менее $80 за баррель, а не $60. Если цена будет уходить ниже $60, добывающие страны будут принимать меры по сокращению объёма добычи. Потолок же будет регулироваться естественными факторами: наращиванием добычи в США, замедлением роста экономики в таких крупных странах, как Китай. Уровень инфляции, думаю, будет ближе к верхнему пороговому значению, в связи с ростом инфляции в России, где подняли НДС с 1 января.
Все сценарии имеют равную вероятность воплотиться, считает бывший вице-министр по инвестициям и развитию, директор общественного фонда «Центр прикладных исследований TALAP» Рахим Ошакбаев.
- Рациональное поведение заключается в том, что мы готовы к рисковому сценарию. С точки зрения торгового баланса $40 за баррель - выше нашего «болевого порога». Мы уже видели, что при серьёзном снижении цен на нефть у нас всегда есть торговый профицит. Мы экспортируем больше, чем импортируем. Прогноз добычи нефти +15% в ближайшие пять лет - с таким прогнозом ничего страшного не произойдёт. Резервы высокие. Есть, безусловно, настораживающие факторы, например, растущий долг квазигоссектора сектора. Если банки дальше продолжат спасать, это уже будет чревато. Нам надо разбираться с оттоком капитала, оптимизмом инвесторов, с волатильностью курса, - перечислил Рахим Ошакбаев.
В числе внешних рисков в аналитическом документе названы:
- транслирование российских цен на внутренние цены в Казахстане;
- жёсткая риторика ФРС США касательно перспектив повышения ключевой ставки;
- торговые войны между ведущими экономиками мира (США, Китай, Евросоюз).
Всё это, по мнению регулятора, может привести к оттоку финансовых капиталов из развивающихся стран, обесценению их национальных валют и ускорению инфляционных процессов, в том числе и в Казахстане.
- Все-таки ожидания по рынку ближе к $50 за баррель, - прокомментировал новости доктор делового администрирования AlmaU, экономист Ерлан Ибрагим.
Он сторонник «базового сценария» и считает, что пессимистичный и оптимистичный маловероятны.
- Цены формируются, исходя из мирового спроса. Мировой прогноз на развитие экономики не очень высокий, ожидания по нефти не такие оптимистичные. Цена на уровне $70 маловероятна, хотя есть непредсказуемые факторы. Например, усиление конфликта на Ближнем Востоке вызовет рост цен на нефть. Если посмотреть на последний месяц прошлого года, то для нас более рисковая ситуация связана с российской экономикой. Резкие изменения курса тенге к доллару были обусловлены резким изменением курса рубля. То, что будет происходить на российском рынке, будет оказывать на нас большое влияние. Падение стоимости углеводородов до $40 за баррель может быть связано только с негативными отношениями, например США и России, если США будет добиваться низкой цены на углеводороды, чтобы воздействовать негативно на экономику России. Или низкую цену может вызвать падение экономики Китая, который является крупным потребителем углеводородного сырья. Или фантастический сценарий - изобретение нового вида дешёвой энергии, когда нефть окажется невостребованной.
Ожидания информационных агентств, международных финансовых институтов и частных компаний рынка предполагают нахождение нефтяных котировок на уровне $70-$76 за баррель в 2019.
- Специалисты, которые занимаются прогнозированием цен на нефть - Goldman Sachs и другие - говорят, что цена будет в районе $70 за баррель. Значит мы будем более-менее терпимо жить. Я думаю, что цена будет колебаться в районе $60-70, - отметил экономист, директор ТОО «OilGasProject» Жарас Ахметов. - Мы видим замедление темпов роста китайской экономики, мировой экономики, снижение совокупного спроса. И наконец рост добычи в США, которые уже сейчас вышли на первое место в мире по объёмам добычи. 11 млн баррелей в сутки добывают США, сокращая свой импорт. Если Штаты будут такими темпами наращивать добычу, они тоже могут обвалить цены – появятся дополнительные объёмы нефти на рынках. Но не думаю, что всё это сильно скажется, - резюмировал спикер.