Некоторые казахстанцы на время решили отказаться от кредитов. Если без них невозможно, то заемщики стали чаще пользоваться онлайн-сервисами и исправнее оплачивать долг. Об этих и других фактах кредитования в период пандемии журналистам редакции рассказали эксперты финансового рынка.
Специалисты онлайн-сервиса «Займер», входящего в международный финансовый холдинг Robocash Group, провели опрос среди 13 000 казахстанцев, чтобы узнать, как они решают финансовые проблемы и где берут денежные средства, если банковские кредиты им недоступны.
Где занимают деньги казахстанцы
Порядка 73,8% опрошенных ответили, что стали чаще пользоваться услугами кредитных онлайн-сервисов. В условиях карантина они оказались одним из немногих вариантов, где можно без личного контакта получить необходимые суммы денежных средств.
Возможно по этой причине доля граждан, обращающихся в офлайн отделения МФО является незначительной - только 6,2% отдают им свое предпочтение.
В то же время, как показал опрос, порядка 10% казахстанцев вообще отказались от кредитования на период пандемии, предпочитая экономить деньги и осознанно сокращать потребление товаров и услуг.
Если нет возможности взять кредит в банке, то, по сообщению 3,1% респондентов, они пользуются услугами ломбардов, а 0,8% отметили, что обращаются в кредитные союзы и кооперативы.
При этом 0,7% опрошенных граждан признали, что им приходилось кредитоваться в “серых”, незаконных организациях. И еще 5,4% опрошенных назвали других кредиторов, согласившихся финансировать их нужды.
“Бесконтактное кредитование остается для казахстанцев самым безопасным на данный момент. Дистанционное обслуживание не только кредиторов, но и ритейлеров, поставщиков услуг приобретает особую важность за счет необходимости самоизоляции.
Как показали результаты опроса, жители республики это хорошо осознают. С другой стороны, за счет такой необходимости мы получаем дополнительный стимул развивать финансовые технологии в Казахстане” - отмечают специалисты.
Как отдают кредиты в период пандемии
Порядка 72,3% опрошенных граждан также сообщили, что они точно исполняют условия договоров займа и не допускают выхода на просрочку платежа.
Еще 14,6% казахстанцев отметили, что только в период коронакризиса стали серьезней относиться к полученным заемным средствам, стремясь сохранить на должном уровне или улучшить свои кредитные истории.
В снижении финансовой дисциплины признались 5,4% респондентов. Согласно их объяснениям, связано это с экономическими последствиями карантинных ограничений за последний год.
А тех заемщиков, чей финансовый самоконтроль, не зависимо от пандемии, всегда был не лучшим, оказалось 7,7%.
Аналитики онлайн-сервиса «Займер»: “Согласно нашим наблюдениям, платежная дисциплина заемщиков заметно улучшилась за 2020 год. Так, например, даже по некоторым старым долгам начали поступать платежи.
На это есть две причины. Первая - казахстанцы осознают, что коронакризисные последствия будут длительными, но не вечными, поэтому они делают выбор в пользу сохранения своей положительной кредитной истории.
Вторая причина - из-за карантинных ограничений и вынужденной экономии у граждан высвободились некоторые суммы денег, которые были направлены на погашение долгов перед кредиторами”.
Кредиты – это неотъемлемая часть жизни многих современных казахстанцев. Со временем эта сфера будет развиваться, стремиться еще больше расширить клиентскую базу, становиться доступнее.
Поэтому, чтобы не попасть в долговую яму из-за взятого кредита, нужно развивать свою финансовую дисциплину, учиться оценивать риски и последствия при оформлении займа и стремиться не нарушать подписанного договора.
Автор Екатерина Сохарева
Источник nur.kz