Налоговые органы не устают повторять о том, что гражданам страны необходимо заполнить декларацию о доходах и обязательствах. Для чего это необходимо, не является столь настойчивое желание Комитета госдоходов осуществить тотальный контроль над гражданами страны и почему в итоге страдает бизнес, в беседе рассказал экономист Эльдар Шамсутдинов, сообщает exclusive.kz.
Фото: exclusive.kz
Дошло до того, что «напоминалки» о сдаче декларации приходят сообщениями на мобильные телефоны, лишь бы люди заполнили декларацию. С какой целью государство сейчас начинает декларирование?
– В целом декларирование нужно государству для того чтобы понять, какими активами и чем, собственно, располагают граждане. Это необходимо для того, чтобы объективно понимать налогооблагаемую базу. И сама по себе процедура декларирования, она достаточно нормальная практика в развитом мире, все зависит от подходов. К примеру, если мы говорим о декларировании в США, то там это инструмент позволяющий сократить возможность ухода от налогообложения. Но, тем не менее, конечно, все равно лазейки есть, и крупные компании всегда ими пользуются.
В нашем случае это начинающая практика и, возможно, поэтому, очень много разночтений, очень много больших вопросов. Хотя я и смотрю, как Комитет государственных доходов (КГД) отвечает на вопросы, отрабатывает эти моменты, тем не менее, я думаю, в конце года будут большие проблемы. Люди ещё не готовы сдавать декларацию. Я думаю, что они ещё недостаточно осведомлены и ещё не все понимают, что нужно сдавать декларацию. Некоторые очень даже удивляются, когда узнают, что нужно сдавать декларацию и не даже не знают, какую именно.
А какую декларацию мы сдаем?
– Декларация формы №250 предусматривает фиксацию всех активов и обязательств на дату вхождения в систему всеобщего декларирования. Она касается тех, кто впервые представят свои данные – это физические лица, являющиеся на 1 января 2024 года руководителями либо учредителями юридических лиц и индивидуальными предпринимателями, а также их супруги.
А форма № 270 для тех, кто продолжает сдавать ежегодную декларацию, то есть в ней нужно указывать сведения уже за истекший календарный год.
Существует версия о том, что декларирование вводится для того чтобы у государства был контроль над частной жизнью каждого гражданина. Но ведь это можно расценивать и как ущемление прав граждан или нет?
– Если рассматривать по методологии МВФ, то мы страна с формирующимся рынком и потому понятие ущемления прав для нас еще очень и очень дорогое. Но декларирование, как я уже говорил, больше вводится для того, чтобы налоговые органы смогли понять налогооблагаемую базу. То есть, что это вообще? Чем вообще владеют граждане? Потому что есть очень много споров касательно размеров «серой» экономии Казахстана. И есть очень разные оценки, которые варьируются, начиная со скромных 18%, заканчивая более 50%.
Но, опять же, какого-либо конкретного значения я, наверное, не могу сказать, поскольку все зависит от того, от чего опираться. То есть, если мы, допустим, опираемся на методологию World Bank, то у нас объем «серой» экономики где-то 23% будет. Если, допустим, говорить бытовым прикладным языком, то существует вероятность, допустим, а вдруг у вас есть труба, которая несет нефть без учёта бюджета и тогда объем теневой экономики в разы возрастает.
Тогда возникает другая проблема, которая заключается в том, что декларирование, накладывается на другие процессы, такие как, к примеру, налог на мобильные переводы. И как же тогда не говорить о контроле?
– Речь шла о трёх МЗП. Но вообще на самом деле контроль над всеми движениями в банковском секторе, был уже возможен с 2016 года, как только стало возможно внедрять BI-системы. А эти системы стало возможно использовать, как только появились уже консолидированные базы данных, где можно было проводить «сличку» по различным параметрам.
Сейчас же мы больше говорим о том, что у налоговых органов появится система маячков, по которым они будут реагировать. То есть, государство заявляет: «мы не видим ваших всех переводов, будем видеть, когда у вас пройдет свыше трёх МЗП, либо 100 разных человек совершит мобильные переводы». А если у вас, как у ИП совершат переводы лишь 99 человек? Тогда вы скажете налоговой: «Нет, нет, у меня всего 99 человек совершили переводы», но у налоговой будет шанс ответить, что вы всё равно занимаетесь незаконной, незарегистрированной предпринимательской деятельностью и укрываетесь от налогов. Таким образом, если какой-то перевод прошел вне поля зрения налоговых органов, и вы за него не отчитались, то, по сути, вы нарушаете закон. Да, это маленькое нарушение, но, тем не менее, выехать за границу вы уже не сможете. Вам придется оплатить налоги.
Почему же государство столько лет смотрело на «теневой» оборот в секторе малого и среднего бизнеса сквозь пальцы, а теперь решило в срочном порядке вводить декларирование?
– Это хороший вопрос. Это все исходит из поручения президента. Когда президент сказал, что экономика страны и доходы бюджета должны отходить нефтяных поступлений, что бюджет должен концентрироваться на не нефтяных поступлениях, то правительство приняло решение, увеличить налогооблагаемую базу, то есть выбрать в себя весь «серый» сектор, который раньше сам по себе жил.
Но существует мнение, что с введением декларирования, с введением нового, налогового кодекса, предприниматели, да вообще бизнес уйдет в «серые» схемы.
– Ну, любое поручение можно выполнять или хорошо, или плохо. Любое поручение можно извратить для неузнаваемости, и что, по-моему, всё-таки произошло в итоге.
У нас сразу несколько процессов наложились друг на друга, тогда как по идее, их нужно было растягивать на несколько лет. То есть пятилетка за два года у нас в очередной раз реализовалась. Речь идёт о декларировании, изменение налогового кодекса, увеличении налогов. И в целом происходит масса негативных факторов, которые влияют, как на предпринимательскую, так и на обычную жизнь. К тому же всё это происходит в условиях геополитической нестабильности. На мой взгляд, это было очень необдуманно и рискованно. Чем всё это закончится невозможно спрогнозировать. Возможно, в какой-то момент власти решат, а что-то не так пошло, давайте всё откатывать обратно.
Полагаете, возможен социальный конфликт? У нас же был принят социальный бюджет, чтобы как раз не было никаких внутренних конфликтов.
– Да, у нас как-то с населением пытаются договариваться, но при этом говорят, а теперь ты будешь сдавать декларацию, а теперь мы будем контролировать все твои платежи. Как-то это странно. То есть существуют такие крупные вещи, которыми нужно было заниматься вначале, а потом переходить на более мелкие, поскольку контроль платежей это все-таки больше прикладная деятельность. Она явно не та, на которую нужно было делать акцент.
Но опять же, есть такой момент, что качество экономической экспертизы в правительстве очень сильно упало. Я не думаю, что люди там как-то очень сильно и долго оценивали, сколько мы получим денег. По типу: «800 миллиардов? Ну, сколько возьмём, столько возьмём». А о том, какие возможны социальные последствия, будет ли это ухудшение предпринимательской активности, а не затронут ли они такую тонкую вещи, как банковская тайна и др., вряд ли кто-то серьёзно задумывался. Тем более, что учитывая постоянные сливы, банковская тайна тоже такой большой вопрос. Но, тем не менее, была хоть какая-то иллюзия. А теперь такими своими действиями они эту иллюзию убирают.
Становится всё печальнее. Скажите с вашей точки зрения, насколько нам вообще необходим Налоговый кодекс, который должен быть запущен уже в январе 2025 года? Ведь в нём так много недоработок.
– Скажем так, вести налоговый кодекс, а потом приостановить его, чтобы доработать бюрократически проще, чем сейчас отменить полностью его введение. Чтобы отменить его введение, нужно написать огромное заключение, которое бы объясняло, почему ты решил так сделать. Вот такие действия, с точки зрения текущей бюрократии, они проще, чем полностью отказаться и вовремя сказать, что не получилось, будем переделывать. В ином случае нужен достаточно хороший аппаратный вес и вряд ли кто-то захочет им сильно жертвовать.
Источник exclusive.kz