29 марта этого года был опубликован третий проект правительственного документа по изменениям в системе государственного планирования. Первый проект был опубликован год назад (9 марта 2023 г.) и его не утвердили, также, как и второй проект документа. Последний проект системы госпланирования разработан уже от имени нового министра национальной экономики, в связи с чем данный документ вызвал особый интерес. К сожалению, подходы нового правительства к стратегическому планированию в экономике Казахстана не изменились, а в некоторых моментах стали еще хуже, сообщает exclusive.kz.
Фото: exclusive.kz
По нашему мнению, в действующей системе госпланирования (СГП) и в предложенных изменениях есть следующие фундаментальные проблемы.
Во-первых, планирование социально-экономического развития страны касается каждого гражданина Казахстана, но как в текущей СГП, так и в его новом проекте не предусматривается адекватной подотчетности госпланирования всему обществу как на этапе утверждения планов, так и на этапе контроля за исполнением этих планов. Ключевой документ СГП «Национальный план развития Казахстана» (НПР) подготавливается, утверждается, исполняется и контролируется только в рамках исполнительной власти, что создает большой конфликт интересов.
По нашему мнению, чтобы обеспечить подотчетность СГП всему обществу, в парламенте должен утверждаться и контролироваться не только полноценный республиканский бюджет, но и долгосрочные планы развития страны – НПР.
Во-вторых, в текущем и новом документе по СГП указано, что утвержденный «Национальный план развития Казахстана» может корректироваться посланиями и поручениями Президента в любой момент времени. Поскольку из документов СГП непонятно, каким образом и исходя из чего принимаются решения Президента, приводящие к значительным корректировкам НПР, то это означает, что в Казахстане нет целостной и понятной системы долгосрочного государственного планирования.
В-третьих, текущий и новый документ по СГП не ставят перед собой задачу по созданию высокоэффективной и конкурентоспособной экономики страны. В документах СГП есть задача по повышению благосостояния граждан, но ее можно быстро, но ненадолго выполнить, просто целиком потратив Нацфонд.
В-четвертых, ни в прошлых, ни в новых документах СГП не было и нет требования по критическому анализу прошлых государственных планов и мер по социально-экономическому развитию страны. Есть только требования по анализу текущей ситуации. Фактически система государственного планирования рекомендует начинать каждый план с «чистого листа», в результате чего правительство постоянно использует те же самые неэффективные государственные меры, которые не дали положительных результатам до сих пор, то есть правительство постоянно «наступает на те же самые грабли».
Третья попытка изменить систему госпланирования вызывает еще больше вопросов. Все прошлые и новые СГП построены таким образом, как будто у Казахстана есть неограниченные финансовые ресурсы, чтобы профинансировать любые планы по государственным расходам и инвестициям. Однако это не так. В результате возникают ситуации кардинального несоответствия долгосрочных планов с бюджетными возможностями.
Например, министерство индустрии и инфраструктурного развития РК с учетом целевых показателей по Нацпроектам, утверждённым в 2021 году, запросило госфинансирование на сумму в 7.2 трлн тенге, а минфин, с учетом возможностей бюджета, утвердил только сумму в 2.5 трлн тенге. Это наглядный пример того, как долгосрочное планирование правительства сильно оторвано от реальности.
Мы уже неоднократно писали, что госпланирование по социальному и экономическому развитию должно осуществляться только в рамках среднесрочных лимитов по бюджетным расходам, которые определяются Среднесрочной Бюджетной Стратегией, утверждённой парламентом.
В-шестых, СГП нарушают принципы ОЭСР по корпоративному управлению в гос. В частности, и в текущем, и в новом документе включены планы развития национальных холдингов и госкомпаний. По принципам ОЭСР, государство должно обеспечить коммерческим государственным компаниям полную операционную независимость для достижения целей по развитию бизнеса и воздерживаться от политического вмешательства в управление предприятиями с государственным участием. Государство должно позволить советам директоров госкомпаний осуществлять свои обязанности как в любой частной компании и уважать их независимость.
В-седьмых, государственный аудит, осуществляемый Высшей Аудиторской Палатой РК, должен быть ключевым элементом по контролю за исполнением утверждённых госпланов. В действующем документе СГП относительно приемлемо описана роль ВАП, но в проекте нового СГП государственный аудит даже не упоминается.
В-восьмых, в действующем документе СГП указано, что его основным документом является «Стратегия развития Казахстана до 2050 года», а также «Национальный план развития Республики Казахстан». В проекте нового СГП сказано, что теперь самым главным документом СГП является «Национальный план развития Республики Казахстан» (НПР), а также долгосрочный прогноз развития РК. И хотя главным документом остается «Стратегия «Казахстан – 2050», но она уже не будет входить в Систему государственного планирования. Теперь становится непонятным кто, каким образом и исходя из чего будет формировать долгосрочное видение развития страны.
Также в проекте нового СГП вызывает большие вопросы то, что после Национального плана развития, вместо Концепций развития отраслей/сфер Казахстана, главными документами СГП стали планы развития госорганов, областей, городов республиканского значения и национальных управляющих холдингов. Следовательно, концепции развития отраслей/сфер стали необязательными и будут разрабатываться лишь по мере необходимости для обоснования системных преобразований в отрасли/сфере.
По нашему мнению, все это является большой ошибкой. Концепции развития отраслей/сфер Казахстана являются комплексными документами, в которых всегда задействованы несколько государственных органов. Индивидуальные планы отдельных госорганов должны строиться исходя из комплексных планов развития отраслей и сфер экономики Казахстана. Например, сначала Концепция развития малого и среднего бизнеса в Казахстане, после чего индивидуальные меры по развитию МСБ должны быть включены планы задействованных государственных органов.
И наконец, в действующем документе СГП есть требования по содержанию Национального плана развития, которые включают в себя спецификацию глав документа: введение; анализ глобальных тенденций; основные принципы реализации; подходы к реализации и ожидаемые результаты; и карта стратегических показателей. В проекте нового СГП по содержанию Национального плана развития отмечено только то, что НПР должен включать в себя Карту ключевых национальных индикаторов по соответствующим стратегическим направлениям. Из такого описания становится непонятным, будет ли еще что-нибудь включено в НПР, кроме Карты ключевых индикаторов?
Автор Мурат Темирханов
Источник exclusive.kz