Председатель Сената Маулен Ашимбаев высказался о постоянных тратах из Национального фонда, сообщает press.kz.
По словам спикера Сената, сейчас к Национальному фонду очень внимательное отношение со стороны населения из-за программы «Национальный фонд детям».
Он заявил, что люди внимательно следят, какие доходы у Нацфонда, сколько средств и как они распределяются.
В этих условиях казахстанский суверенный фонд, он небольшой относительно — 60 миллиардов долларов. Для такой страны, которая 30 лет экспортирует нефть и сырье, это относительно небольшая сумма. Например, компания Chevron, которая работает на Тенгизском месторождении. Капитализация Chevron — 300 миллиардов долларов. То есть одна компания, притом не самая крупная американская сейчас компания, ее капитализация в пять раз больше, чем весь наш суверенный фонд, накопленный за 25 лет существования, — сравнил Ашимбаев.
Он заявил, что в Нацфонде могли быть и 100 миллиардов, и 150 миллиардов, если бы так активно каждый год не изымали средства из Нацфонда разными способами — через трансферты и облигации.
Облигации, наверное, тоже неплохой инструмент, но мы же видим убытки по этим облигациям. За прошлый год убытки 60 миллиардов только по одному типу облигаций. По другим облигациям небольшой процент купона. Соответственно, да, это наверное легитимный инструмент, но в результате использования такого финансирования квазигоссектора Нацфонд недополучает средства, которые он мог бы получать через альтернативные инструменты, — сказал Ашимбаев.
Спикер Сената напомнил, что сама суть Нацфонда в диверсификации. В пример он привел 20% инвестирования средств Нацфонда в «КазМунайГаз».
Это устойчивая компания, по ней проблем не будет, мы думаем. Но в любом случае это же нарушает принцип инвестирования средств суверенного фонда. Это все-таки подвешенная ликвидность. Но вот сейчас Национальный фонд захочет продать эти 20%, он же не продаст. Никто ему не даст их продать. Соответственно, у этих акций нет ликвидности сейчас. Соответственно, снова нарушается принцип ликвидности в инвестициях Национального фонда, — сказал он.
Поэтому, по мнению Ашимбаева, нужно пересмотреть подходы и ввести нормативы в Бюджетном кодексе страны, а также пересмотреть всю работу по внебюджетному финансированию квазигоссектору.
Ранее директор общественного фонда Energy Monitor Нурлан Жумагулов отметил, что за пять месяцев 2024 года в Нацфонд поступило 2,2 триллиона тенге, а изъято 2,5 триллиона тенге. Эксперт не уверен, что к 2029 году активы фонда достигнут 100 миллиардов долларов, а ВВП увеличится вдвое, хотя именно это и поручил президент Касым-Жомарт Токаев.
Автор Данияр Кунафин
Источник press.kz