Национальные компании Казахстана убыточны и приносят ущерб бюджету страны, сообщает Caravan.kz.
Фото : Caravan.kz
Такой вывод напрашивается, после изучения сводного отчета Бюро национальной статистики.
Бюро нацстатистки опубликовало отчет «Финансово-хозяйственная деятельность национальных компаний. II квартал 2024 года». Согласно его данным общий доход от реализации продукции и оказания услуг всех Нацкомпаний (НК) страны за полугодие составил 2,2 трлн тенге.
Валовая прибыль всех нацкомпаний составила 124 млрд тенге. Это достаточно скромный результат. Но Бюро говорит, что рентабельность в 1 квартале была 60,4%, во втором – 27,7%. Такие показатели не бьются между собой.
Есть еще один нюанс: таких больших результатов национальные компании смогли добиться за счет «Доходов от финансирования». Так обозначается помощь государства своим компаниям. За январь-июнь они получили из бюджета 751,6 млрд тенге. Если бы такой помощи не бы, то эти предприятия ушли бы в убытки.
Например, общая прибыль до налогообложения (EBITDA) у НК во втором квартале составила 449,4 млрд тенге. Минус КПН – 372,4 млрд тенге. Если лишить их помощи, то выходит – минус 38,6 млрд тенге.
Поэтому без вливаний из бюджета большинство из них не проживут.
Помощь от государства получают не все компании. Например, AO «Казахстанская Жилищная Компания» отчиталась на KASE о своем финансовом положении в 1 полугодии 2022 года. Согласно неаудированному отчету компания получила государственные субсидии на 186,5 млрд тенге.
У АО «Аграрная кредитная корпорация» задолженность перед правительством – почти 209 млрд тенге. Это займы от правительства для кредитования села. А субсидии государства – почти 74 млрд тенге.
Не все заемщики компании исполняют свои обязательства, все-таки Казахстан — это зона рискованного земледелия, поэтому «Кредитная корпорация» считает, что в этом году она понесет убыток от неплательщиков на сумму 44 млрд тенге.
А вот «Эйр Астана» просто признала убыток за первое полугодие в 5,2 млрд тенге.
АО KEGOK в этом году только возвращал государству деньги за субсидии прошлых лет. Компания отдала в бюджет 26,6 млн тенге.
Показатель EBITDA используют для определения эффективности работы бизнеса: оценки его кредитоспособности, инвестиционной привлекательности и финансового положения в целом. Он показывает реальную прибыль компании без поправок на факторы, которые не касаются операционной деятельности. Выходит, не все нацкомпании в Казахстане эффективны.
Что интересно, буквально во вторник сразу две НК – «Казахстанская Жилищная Компания» и «Аграрная кредитная корпорация» — сообщили о повышении их кредитных индексов. Обеим подняли индекс до среднего инвестиционного. После того, как эти же компании подняли рейтинг для всего Казахстана. Понятно почему? Потому, что владельцем этих компаний является государство, и оно отвечает бюджетом – нашими налогами – за кредитоспособность этих компаний.
В 2023 году на содержание четырех членов правления АО «Казахстанская Жилищная Компания» потратила 139,5 млн тенге. Это примерно 5,8 млн тенге в месяц на брата.
Плюс пять членов совета директоров – почти 5 млн тенге. Или по 160 тысяч тенге в месяц.
Кстати, в 1-м полугодии 2022 года расходы на директоров у КЖК были больше в два раза – 9,3 млн. А вот расходы на правление меньше – 98,6 млн тенге. Странно как-то «Казахстанская Жилищная Компания» выполняет поручение президента о сокращении расходов.
Автор Адил Урманов
Источник caravan.kz