По данным PitchBook News, в 2024 году глобальный венчурный рынок переживал худший этап с 2015 года. Экономический спад и завершение эпохи «дешевых денег» привели к сокращению ликвидности, а требования к стартапам выросли. Инвесторы стали осторожнее, а многие проекты оказались пустышками, неспособными подтвердить свою эффективность.

Бутон, Надежда, Рост, Завод, Деньги

Фото:pixabay.com

Однако на фоне мирового спада Казахстан демонстрирует обратную тенденцию: объем венчурного финансирования в стране за последние пять лет вырос более чем в пять раз. Какие глобальные тренды повлияют на рынок в 2025 году, и как к ним адаптируется Казахстан? На эти и другие вопросы в своей колонке для Digital Business ответил основатель и управляющий партнер Taver Capital Михаил Тавер.

Об эксперте

Михаил Тавер — инвестор с 25-летним опытом работы в области стратегического консалтинга, экспертизой в IPO, LBO, частном капитале, слияниях и поглощениях. основатель и управляющий партнер компании Taver Capital.

ИИ как драйвер роста

Искусственный интеллект продолжает держать венчурный сектор на плаву, и ставка на него все еще высока: стартапы, которые применяют ИИ для трансформации устоявшихся секторов, по-прежнему привлекают огромное внимание. По данным отчета PwC’s Global Artificial Intelligence Study: Exploiting the AI Revolution, ИИ может добавить до $15,7 трлн к глобальной экономике к 2030 году.

По данным МВФ, Казахстан вошел в топ-50 стран по уровню готовности к внедрению ИИ. Это неудивительно: ИИ постепенно становится важным элементом цифровизации самых разных сфер — от образования и здравоохранения до финансов, промышленности и госуправления.

Инвестиции в традиционные секторы, криптовалюта и Defence Tech

Внимание инвесторов будут привлекать технологии, которые меняют направление развития традиционных секторов благодаря способности того же ИИ и подобных ему инноваций значительно влиять на эффективность и масштабируемость бизнесов. К таким секторам относят, например, строительство, здравоохранение и логистику.

Это очевидно: нельзя использовать ИИ или любую другую технологию только ради технологии — она должна работать, чтобы повышать эффективность традиционных бизнесов. Такие проекты есть и в Казахстане. Например, стартап SmartView Innovations, который помогает с оптимизацией процессов добычи золота и других металлов. Или Equipmetry — система для цифрового управления эксплуатацией и надежностью оборудования. Еще один пример — наша портфельная компания Earth AI, которая использует ИИ для поиска месторождений полезных ископаемых, причем делает это в 4 раза быстрее и намного экономичнее, чем позволяют традиционные методы.

Еще один тренд – Defence Tech и технологии двойного назначения. «Военка» всегда была драйвером инноваций, которые со временем находят применение в гражданском секторе. И, конечно, криптовалюта. Криптомайнинг — мощный энергопотребитель. ИИ также расходует много электричества, чтобы питать дата-центры. Возможно, они начнут конкурировать между собой за энергетические ресурсы. Но в любом случае это будет стимулировать развитие энергетики и провоцировать инновации в секторе.

Логистика также имеет большой потенциал. В условиях высокой фрагментации рынка появляются стартапы, которые справляются с построением маршрутов быстрее, дешевле и учитывают регуляторные ограничения.

Сюда же относятся RegTech-стартапы (проекты, которые разрабатывают решения для автоматизации и упрощения соблюдения нормативных требований в различных отраслях – прим. Digital Business). Хороший пример — компания Regology из нашего портфеля. Платформа, которой управляет ИИ, помогает организациям понимать и соблюдать актуальное законодательство. По словам учредителей, за год в некоторых отраслях выпускается более 10 тысяч обновлений законодательных актов, поэтому это весьма перспективное направление.

Децентрализация венчурных экосистем и рост secondaries

Наблюдается тренд на децентрализацию. Его очевидный минус — последствия в виде конфликтов и попыток удержать влияние. Но, с другой стороны, возникает несколько цепочек создания стоимости, например, одна в Индии, другая — в Китае, а третья — в Европе. Вместо одного бизнеса приходится иметь дело с тремя, четырьмя и т.д. Это позволяет повторять и отрабатывать процессы сколько угодно, просто копируя их как вариант. Впоследствии, если начнется оттепель в отношениях, эти бизнесы смогут конкурировать между собой или создавать партнерства, что в обоих случаях хорошо.

У Казахстана есть потенциал стать региональным венчурным хабом — еще в 2023 году страна заняла лидирующую позицию по объему венчурных сделок среди государств Центральной Азии и Закавказья. Мы видим хорошее развитие венчурной экосистемы, где активную роль играют МФЦА и Astana Hub. Резидентов технопарка, например, освободили от уплаты НДС, КПН, ИПН и социального налога за нерезидентов.

Главная проблема в этой сфере – недофинансированность. Несмотря на интенсивный рост венчурных сделок, по-прежнему не хватает активных бизнес-ангелов и фондов на ранних и поздних этапах, чтобы удовлетворить запрос стартапов.

Однако растет число фондов, занимающихся вторичными сделками (secondaries). Еще несколько лет назад это было табу в Кремниевой Долине, однако сейчас стало нормальной практикой. Это расширило список доступных инструментов для инвесторов и управляющих фондов: так они могут продлить жизнь портфельным проектам и остаться в игре.

Выводы

Казахстан продолжает развивать свою стартап-экосистему и успешно адаптироваться к глобальным трендам. Бизнесам важно их учитывать, но не забывать о потребностях и особенностях локального рынка. Предпринимателям, которые хотят привлечь международных инвесторов, рекомендую:

  • Составить качественную финансовую модель.
  • Придерживаться проверенных бизнес-практик.
  • Не ориентироваться исключительно на немедленную прибыль за счет рыночных трендов.

Автор Дайрабай Бекжанов

Источник digitalbusiness.kz