Рост потребкредитов стал причиной роста ВВП в начале года, оценил ЦБ. Расчеты вызвали критику Максима Орешкина: министр считает, что ситуация чревата возникновением пузыря


Председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина и Максим Орешкин
(Фото: Александр Николаев / Интерпресс / ТАСС)
 
Споры Минэкономразвития и Центробанка о влиянии роста потребкредитов на российскую экономику вышли на новый уровень. Регулятор заявил, что они обеспечили рост экономики в начале этого года, и это вызвало резкую реакцию министра экономического развития Максима Орешкина: он усомнился в качестве аналитики ЦБ и публично рассказал, что в течение года убеждал регулятора отреагировать на проблему.

Какие кредиты нужны для роста ВВП

В пятницу ЦБ опубликовал доклад, в котором оценил вклад ускоренного роста потребительского кредитования в рост потребления и экономики в целом. ВВП в первом квартале 2019 года вырос всего на 0,5% в годовом выражении, резко замедлившись по сравнению с 2018 годом, когда он увеличился на рекордные с 2012 года 2,3%. По расчетам регулятора, без роста необеспеченного потребительского кредитования и автокредитования рост экономики в первом квартале 2019 года был бы нулевым. В целом кредитный импульс во втором квартале 2019 года составил около 3% ВВП, а от необеспеченных потребкредитов и автокредитов — 0,4–0,7% ВВП, оценил ЦБ.

Орешкин раскритиковал выводы ЦБ у себя в Facebook. «Я думал, в ЦБ лучше с макроэкономикой, — заявил он. — Интересная получается логика: чем сильнее загоним население в долговую яму, тем лучше». Задача ЦБ — поддерживать уровень совокупного спроса для стабильной инфляции, написал министр, а при заданном уровне спроса рост ВВП тем больше, чем больше в его структуре инвестиций, а не текущего потребления. Орешкин предложил ЦБ не искать оправдания, а думать, как выйти из сложившейся ситуации.

До выхода соответствующих данных Росстата рано судить, были ли кредиты единственной причиной роста ВВП, считает директор аналитического департамента «Локо-инвеста» Кирилл Тремасов. Но, допуская заведомо провокационную дискуссию, Орешкин пытается найти оправдание провалам экономической политики, думает он. Повышение НДС с 18 до 20% в начале года оказалось губительным для экономического роста, констатирует аналитик: в январе—марте ВВП упал на 0,4% с устранением сезонности к четвертому кварталу 2018 года, и не исключено, что во втором квартале снижение продолжится и во втором полугодии наступит техническая рецессия.