По мнению эксперта по МСФО Разии Таиповой, для системообразующих банков должно быть специальное регулирование

Финансовая отчетность в Гонконге: подводные камни

Повсеместный экономический спад, вызванный пандемией, продолжает негативно влиять на всех участников рынка. Очевидно, что банковский сектор в этой ситуации играет важную роль в смягчении карантинного шока – это содействие пострадавшим заемщикам и создание условий для финансирования реального сектора. Чтобы обеспечить устойчивость самой банковской системы и для поддержания уровня кредитования экономики, финансовый регулятор в рамках контрциклического подхода облегчил для БВУ отдельные регуляторные меры, в том числе смягчил требования по формированию резервов, взвешиванию активов по степени риска.

«Мы знаем, что деловой активности присуща цикличность, то есть в экономике наблюдаются периоды экономического роста и периоды спада или рецессии. Финансовый сектор еще более «раскачивает» эти колебания, потому что в период роста экономики они увеличивают объемы кредитования и инвестиции, а в периоды кризиса снижают их, тем самым усугубляя кризисную ситуацию», – поясняет эксперт по МСФО, партнер, заместитель директора по контролю качества ТОО BDO Kazakhstan Разия Таипова.

Главный вывод, который следует с момента разразившегося в 2008 году кризиса, – необходимо сведение к минимуму процикличности в регулировании финансового сектора, считает собеседница. Понятно, что меры должны быть предприняты заранее. Органам банковского надзора следует своевременно реагировать и улавливать улучшение ситуации в экономике, и как только появляются первые признаки подъема, усиливать требования к резервам, достаточности капитала банков и т.д.

Наряду с этим могут вводиться прямые запреты на некоторые высокорискованные операции, или устанавливаться лимиты на такие операции. Также могут быть введены показатели, отражающие связь между ликвидностью и доходностью кредитов, что будет влиять на определение оптимальной стоимости ресурсов, которые привлекают финансовые организации, поясняет эксперт. Вместе с тем она обращает внимание, что принцип контрцикличности должен применяться не только к кредитному портфелю, но и инвестиционным портфелям и прочим существенным активам финансовых организаций.

«И наоборот – в периоды спада, требования будут смягчаться для того, чтобы финансовый сектор с меньшими потерями выходил из кризисных ситуаций», – замечает Разия Таипова.

Предполагает ли смягчение требований дифференцированный подход к каждому банку?

«Вы знаете, что разные банки имеют различное влияние на экономику в целом. Есть так называемые системообразующие банки, и они являются источником риска для всего сектора. Банкротство такого банка окажет масштабное негативное влияние не только на финансовый сектор страны, но и реальный сектор. И есть некрупные БВУ, проблемы которых окажут негативное влияние, но его масштабы не будут столь существенны. Поэтому дифференцированные требования в зависимости от степени риска будут оправданы. Кроме того, я считаю, что для системообразующих банков должно быть специальное регулирование, с более жесткими требованиями», – полагает собеседница.

Наряду с этим напомним, что Совет по МСФО предоставил возможность каждому регулятору давать рекомендации банкам в зависимости от ситуации в отдельной стране.

«Совет по МСФО выпустил разъяснения от 27 марта 2020 года в отношении применения МСФО 9 в связи с ситуацией с коронавирусом. И в этом разъяснении он информировал, что тесно сотрудничает со многими пруденциальными регуляторами и регуляторами ценных бумаг в отношении применения международных стандартов в контексте пандемии COVID-19», – подтвердила Разия Таипова.

По ее словам, некоторые пруденциальные регуляторы и регуляторы ценных бумаг опубликовали руководство, комментирующее применение МСФО 9 в нынешних условиях (включая Европейское банковское управление, Европейский центральный банк, Европейское управление по ценным бумагам и рынкам, Регулирующий орган и Совет по стандартам бухгалтерского учета Малайзии). Вместе с тем Совет поощряет организации, регулирующие органы которых выпустили руководство для рассмотрения.

«Однако Совет по МСФО предупреждает, что окружающая среда подвержена быстрым изменениям, поэтому обновления фактов и обстоятельств должны по-прежнему отслеживаться. И хотя текущая ситуация сложна и создает высокий уровень неопределенности, если оценки ожидаемых кредитных убытков базируются на обоснованной и достоверной информации, а МСФО 9 не применяется механически, то и оценка ожидаемых кредитных убытков будет достоверной», – говорит Разия Таипова.

В то же время она напоминает, что в итоговом отчете Национального банка РК по результатам оценки качества активов (AQR) на консолидированном уровне запас капитала относительно минимального пруденциального уровня составляет около 70% после учёта всех корректировок ожидаемых кредитных убытков (ОКУ) и переоценки активов по результатам AQR. «Аналогично, по результатам AQR запас капитала на системном уровне достаточен для покрытия рисков с пруденциальной точки зрения. Тем более при проведении этого упражнения был выбран консервативный подход. Поэтому, думаю, что у нашей банковской системы есть определенный запас прочности», – в этой связи делает она вывод.

Вместе с тем 1 июля президент Казахстана поручил Национальному банку и Агентству по регулированию и развитию финансового рынка продолжить реализацию Дорожной карты по итогам AQR и предусмотреть проведение оценки качества отечественного банковского сектора на периодической основе.

Однако учитывая, что недавно государством было принято решение о предоставлении отсрочки заемщикам еще на три месяца (при проведении оценки их финансового состояния в карантинных условиях), возникает вопрос, удастся ли банкам сохранить необходимый запас капитала и ликвидности?

«МСФО 9 предполагает применение профессионального суждения, а также требует и позволяет корректировать подход к определению ожидаемых кредитных убытков в различных обстоятельствах. Поэтому банки не должны продолжать применять свои существующие методики определения ожидаемых кредитных убытков механически. Это как раз касается и предоставления «каникул» или отсрочек платежей, которые предоставлены по решению уполномоченных органов», – говорит Разия Таипова.

При этом она отметила, что продление сроков оплаты не означает, что эти заемщики автоматически попадут в категорию займов со значительным увеличением кредитного риска, и соответственно в отношении их будут начислены значительные дополнительные провизии.

В свою очередь оценка ожидаемых кредитных убытков должна быть основана на разумной, доступной и обоснованной информации. В этом отношении МСФО не пересматривались и подходы остались теми же, поясняет эксперт.

«Общая ситуация с платежеспособностью заемщиков, конечно, может существенно измениться, и, возможно, потребуется начисление дополнительных резервов. При этом у организаций финансового сектора есть другие источники сокращения расходов. Таким образом, для того чтобы обеспечить необходимый запас капитала и ликвидности, банки будут стремиться к снижению этих «непроизводительных» расходов, которые не воспроизводят добавленную стоимость. Тем более что государство к настоящему времени уже оказало огромную системную поддержку финансовому сектору», – заключает Разия Таипова.


Автор Меруерт Сарсенова

Источник kapital.kz